ПОЛОЖЕНИЕ о порядке подготовки и организации проведения самообследования
Приложение
УТВЕРЖДЕН приказом МАДОУ ЦРР Д/С № 23 «Родничок» г. Туапсе
от ____________ №_____________
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке подготовки и организации проведения самообследования
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада № 23 «Родничок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке подготовки и организации проведения самообследования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада № 23 «Родничок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район (далее – Положение) устанавливает порядок подготовки и организации проведения самообследования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада № 23 «Родничок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район (далее – МАДОУ).
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».
1.3. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности МАДОУ, а также подготовка отчета о результатах самообследования.
1.4. Самообследование проводится МАДОУ ежегодно.
1.5. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
- планирование и подготовку работ по самообследованию МАДОУ;
- организацию и проведение самообследования в МАДОУ;
- обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
- рассмотрение отчета на Совете педагогов.
1.6. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются МАДОУ в порядке, установленном настоящим Положением.
2. Планирование и подготовка работ по самообследованию МАДОУ
2.1. Самообследование проводится по решению Совета педагогов МАДОУ.
2.2. Руководитель МАДОУ издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе комиссии по проведению самообследования (далее – Комиссия).
2.3. Председателем Комиссии является руководитель МАДОУ, заместителем председателя Комиссии является заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе.
2.4. Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются представители родительской общественности, члены представительных органов работников.
2.5. При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором:
- рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
- за каждым членом Комиссии закрепляются направления работы МАДОУ, подлежащие изучению в процессе самообследования;
- уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования, о месте и времени предоставления членам Комиссии необходимых документов и материалов для подготовки к проведению самообследования;
- определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования.
2.6. Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании определяет:
- порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками МАДОУ в ходе самообследования;
- ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать координацию работы по направлениям самообследования, способствующее оперативному решению вопросов, которые будут возникать у членов Комиссии при проведении самообследования;
- ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования МАДОУ в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности МАДОУ, подлежащего самообследованию.
2.7. При подготовке к проведению самообследования в план проведения самообследования в обязательном порядке включается:
2.7.1. Проведение оценки:
- образовательной деятельности;
- системы управления МАДОУ;
- содержание и качества подготовки воспитанников;
- организации учебного процесса;
- качества кадрового, учебно-методического, библиотечно- информационного обеспечения, материально- технической базы;
- функционирование внутренней системы оценки качества образования;
- медицинского обеспечения МАДОУ, системы охраны здоровья воспитанников;
- организация питания;
2.7.2. Анализ показателей деятельности МАДОУ, подлежащего самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Организация и проведение самообследования в МАДОУ
3.1. Организация самообследования в МАДОУ осуществляется в соответствии с планом его проведения, утвержденным приказом руководителя.
3.2. При проведении самообследования дается развернутая характеристика и оценка включенных в план самообследования направлений и вопросов.
3.3. При проведении оценки образовательной деятельности:
3.3.1. Дается общая характеристика МАДОУ:
- полное наименование МАДОУ, адрес, год ввода в эксплуатацию, с какого года находится на балансе учредителя, режим работы;
- мощность МАДОУ: плановая/фактическая;
- комплектование групп: количество групп, в них воспитанников, порядок приема и отчисления воспитанников, комплектования групп (книга движения воспитанников);
3.3.2. Предоставляется информация о наличии правоустанавливающих документов:
- лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков действия и контрольных нормативов);
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- Устав МАДОУ;
- локальные акты, определенные Уставом (соответствие перечня и содержания Уставу МАДОУ и законодательству Российской Федерации, полнота, целесообразность;
- свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления муниципальным имуществом;
- свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования на земельный участок;
- наличие санитарно-эпидемиологического заключения на образовательную деятельность;
- договор о взаимоотношениях между МАДОУ и учредителем;
3.3.3. Предоставляется информация о документации МАДОУ:
- наличие основных федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, регламентирующих работу МАДОУ;
- договоры МАДОУ с родителями (законными представителями);
- личные дела воспитанников, Книги движения воспитанников;
- Программа развития МАДОУ;
- образовательные программы;
- учебный план МАДОУ;
- годовой календарный учебный график;
- годовой план работы МАДОУ;
- рабочие программы (планы воспитательно-образовательной работы) педагогов МАДОУ (их соответствие основной образовательной программе);
- отчеты МАДОУ, справки по проверкам, публичный доклад руководителя МАДОУ;
- акты готовности МАДОУ к новому учебному году;
- номенклатура дел МАДОУ;
- журнал учета проверок должностными лицами органов государственного контроля;
- документы, регламентирующие предоставление платных услуг и иной приносящей доход деятельности, их соответствие установленным требованиям;
3.3.4. Предоставляется информация о документации МАДОУ, касающейся трудовых отношений:
- книга учета личного состава, движения трудовых книжек и вкладышей к ним, трудовые книжки работников, личные дела работников;
- приказы по личному составу, книга регистрации приказов по личному составу;
- трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым договорам;
- коллективный договор;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- штатное расписание МАДОУ (соответствие штата работников установленным требованиям, структура и штатная численность в соответствии с Уставом);
- должностные инструкции работников;
- журналы проведения инструктажа.
3.4. При проведении оценки системы управления МАДОУ:
3.4.1. дается характеристика и оценка следующих вопросов:
- характеристика сложившейся в МАДОУ системы управления;
- органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена управленческая система МАДОУ;
- распределение административных обязанностей в педагогическом коллективе;
- режим управления МАДОУ (в режиме функционирования, в режиме развития, опережающее управление, проектное управление и т.д);
- содержание протоколов органов самоуправления МАДОУ, административно-групповых совещаний при руководителе;
- планирование и анализ учебно-воспитательной работы;
- состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной программы МАДОУ, рабочих программ педагогов (планов воспитательно-образовательной работы), рекомендации и их реализация;
- каковы приоритеты развития системы управления МАДОУ;
- полнота и качество приказов руководителя МАДОУ по основной деятельности, по личному составу;
- порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав и интересов участников образовательных отношений (наличие таковых, частота обновления, принятие новых);
3.4.2. Дается оценка результативности и эффективности действующей в МАДОУ системы управления, а именно:
- как организована система контроля со стороны руководства МАДОУ и насколько она эффективна; является ли система контроля понятной всем участникам образовательных отношений;
- как организована система взаимодействия с организациями-партнерами (наличие договоров о сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании услуг и т.д.) для обеспечения образовательной деятельности;
- какие инновационные методы и технологии управления применяются в МАДОУ;
- использование современных информационно-коммуникативных технологий в управлении МАДОУ;
-оценивается эффективность влияния системы управления на повышение качества образования;
3.4.3. Дается оценка координации деятельности педагогической, медицинской, психологической служб, оценивается состояние коррекционной работы МАДОУ;
3.4.4. Дается оценка обеспечения социальной службы МАДОУ (работа психолога): наличие, качество и оценка полноты реализации плана работы с неблагополучными семьями; социальный паспорт МАДОУ, в т.ч. количество воспитанников из социально незащищенных семей;
3.4.5. Дается оценка организации взаимодействия семьи и МАДОУ:
- организация информирования родителей (законных представителей) воспитанников о правах и обязанностях воспитанников, о правах, обязанностях и ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования;
- наличие, качество и реализация планов работы и протоколов управляющего совета, попечительского совета, родительского комитета; общих и групповых родительских собраний, родительского всеобуча (лектории, беседы и др. формы);
- обеспечение доступности для родителей (законных представителей) локальных нормативных актов и иных нормативных документов;
- содержание и организация работы сайта МАДОУ;
3.4.6. Дается оценка организации работы по предоставлению льгот (наличие нормативной базы; количество льготников (из регионального/муниципального бюджетов); соблюдение законодательных норм.
3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки воспитанников:
3.5.1. Анализируются и оцениваются:
- Программа развития МАДОУ;
- образовательные программы; характеристика, структура образовательных программ: аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса; прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных программ;
- рабочие программы; дается оценка полноты реализации рабочих программ, их соответствие федеральным государственным требованиям (требования ФГОС ДО);
- механизмы определения списка пособий, материалов в соответствии с утвержденными федеральными нормативами;
3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе:
- характеристика демографической и социально-экономической тенденции развития территории;
- анализ качественного, социального состава родителей, характеристика семей (социальный паспорт);
- дается характеристика системы воспитательной работы МАДОУ (является ли воспитательная работа системой, а не формальным набором мероприятий; какие из направлений воспитательной работы реализуются в МАДОУ; наличие специфичных именно для МАДОУ форм воспитательной работы);
- мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса, проводимые МАДОУ совместно с учреждениями культуры;
- создание развивающей среды в МАДОУ: наличие игровых уголков в соответствии с требованиями программы воспитания;
- обеспеченность игрушками, дидактическими материалами; соответствие требованиям к оснащению и оборудованию кабинетов специалистов;
- наличие специализированно оборудованных помещений (изостудия, экологическая комната и др.);
- наличие и соответствие требованиям СанПиН музыкального и спортивного зала, спортивной площадки, бассейна, групповых участков, веранд, теневых навесов и игрового оборудования;
3.5.3. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том числе:
- программы дополнительного образования;
- наличие необходимых условий, материально-технического, программно-методического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного образования;
- направленность реализуемых программ дополнительного образования детей;
- охват воспитанников дополнительным образованием;
- анализ эффективности реализации программ дополнительного образования;
3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных отношений о деятельности МАДОУ, в том числе:
- изучение мнения участников образовательных отношений об образовательном учреждении, указать источник знаний о них;
- анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников, других заинтересованных лиц;
- анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование, другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений, периодичность использования таких методов;
- применение для получения обратной связи таких форм как форум на сайте МАДОУ, интервьюирование, «Телефон доверия», «горячая линия», «День открытых дверей» и другие; анализ полученных таким образом сведений о качестве подготовки и уровне развития воспитанников, условия пребывания и обучения и т.д.;
- меры, которые были приняты по результатам опросов участников образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер;
3.5.5. Проводится анализ и дается оценка качеству подготовки воспитанников, в том числе:
- число воспитанников, для которых учебный план является слишком сложным полностью или частично (необходимо указать, с чем конкретно не справляются воспитанники);
- соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников федеральным государственным требованиям (требованиям ФГОС ДО);
- достижения воспитанников по сравнению с их первоначальным уровнем;
- достижение целевых ориентиров дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и оцениваются:
- учебный план, его структура, характеристика; механизмы составления учебного плана; выполнение;
- анализ нагрузки воспитанников;
- годовой календарный учебный график учреждения;
- расписание занятий;
- анализ причин движения контингента воспитанников;
- анализ форм работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности;
- соблюдение принципа преемственности обучения, сведения о наполняемости групп;
- организация обучения по программам специального (коррекционного) обучения;
- деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию познавательной активности и интересов воспитанников;
- создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учет возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.
3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и оценивается:
- профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников, имеющих высшее (среднее специальное) образование, без педагогического образования; количество педагогических работников с высшей, первой квалификационной категорией, не имеющих квалификационной категории; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50 до 55 лет); своевременность прохождения повышения квалификации;
- количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих ученую степень, ученое звание, государственные и отраслевые награды;
- доля педагогических работников(%), работающих на штатной основе;
- движение кадров за последние пять лет;
- возрастной состав;
- творческие достижения педагогов;
- система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и ее результативность; формы повышения профессионального мастерства;
- порядок установления заработной платы работникам МАДОУ, в т.ч. надбавок к должностным окладам, порядка и размеров их премирования, стимулирующих выплат; заработная плата педагогических работников с учетом стимулирующей части оплаты труда;
- состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках.
3.8. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения анализируется и оценивается:
- система методической работы МАДОУ (дается ее характеристика);
- оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим перед МАДОУ, в том числе в образовательной программе;
- вопросы методической работы, которые ставятся и рассматриваются руководством МАДОУ, педагогическим советом;
- наличие методического совета и документов, регламентирующих его деятельность (положение, перспективные и годовые планы работы, анализ их выполнения);
- формы организации методической работы;
- содержание экспериментальной и инновационной деятельности (протоколы заседаний, решения экспертного совета) документация, связанная с этим направлением работы;
- влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост методического мастерства педагогических работников;
- работа по обобщению и распространению передового опыта;
- наличие в МАДОУ публикаций методического характера, материалов с обобщением опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно);
- оценка состояния в МАДОУ документации, регламентирующей методическую работу, и качества методической работы, пути ее совершенствования;
- использование и совершенствование образовательных технологий, в т.ч. дистанционных (оказание практической помощи педагогическим работникам по внедрению новых технологий и методик в учебный процесс, привлечение к этой работе ВУЗов);
- количество педагогических работников, разработавших авторские программы, утвержденные на федеральном и региональном уровнях.
3.9. при проведении оценки качества библиотечно-информационного обеспечения анализируется и оценивается:
- обеспеченность учебной, учебно-методической и художественной литературой;
- наличие в МАДОУ библиотеки (нормативные документы, регламентирующие ее деятельность);
- общее количество единиц хранения фонда библиотеки;
- обеспечено ли МАДОУ современной информационной базой (локальная сеть, выход в интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека).
- рациональность использования книжного фонда;
- наличие сайта МАДОУ (соответствие установленным требованиям, порядок работы с сайтом), количественные характеристики посещаемости, форум;
- обеспеченность открытости и доступности информации о деятельности МАДОУ для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте, информационные стенды, выставки, презентации).
3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы анализируется и оценивается:
3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе:
- уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;
- соответствие лицензионному нормативу по площади на одного воспитанника;
- площади, используемые для образовательного процесса (дается их характеристика); - сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной деятельности; состояние и назначение зданий и помещений, их площадь;
- сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д.;
- сведения об обеспеченности мебелью, инвентарем, посудой;
- данные о проведении ремонтных работ (сколько запланировано и освоено бюджетных (внебюджетных) средств;
- меры по обеспечению развития материально-технической базы;
3.10.2. Соблюдение в МАДОУ мер противопожарной и антитеррористической безопасности, в том числе:
- наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения, тревожной кнопки, камер видеонаблюдения, договоров на обслуживание с соответствующими организациями;
- акты о состоянии пожарной безопасности;
- проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.
3.10.3. Состояние территории МАДОУ, в том числе:
- состояние ограждения и освещения территории;
- наличие и состояние необходимых дорожных знаков дорожного движения при подъезде к МАДОУ;
- оборудование хозяйственной площадки, состояние мусоросборников.
3.11. При оценке качества медицинского обеспечения, системы охраны здоровья воспитанников анализируется и оценивается:
- медицинское обслуживание, условия для лечебно-оздоровительной работы (наличие лицензированного медицинского кабинета; договор с территориальным лечебно-профилактическим учреждением о порядке медицинского обслуживания воспитанников и сотрудников);
- регулярность прохождения сотрудниками медицинских осмотров;
- анализ заболеваемости воспитанников;
- сведения о случаях травматизма, пищевых отравлений среди воспитанников;
- выполнение предписаний надзорных органов;
- соблюдение санитарно-гигиенического режима (состояние помещений, режим проветривания, температурный режим, водоснабжение);
- защита воспитанников от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (какими нормативными и методическими документами руководствуется МАДОУ по данному направлению);
- сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм и представленных в нем занятий, обеспечивающих смену характера деятельности воспитанников;
- соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования;
- использование здоровьесберегающих технологий, отслеживание их эффективности (показать результативность, в т.ч. динамику состояния здоровья);
- система работы по воспитанию здорового образа жизни;
- динамика распределения воспитанников по группам здоровья;
- объекты физической культуры, их использование в соответствии с расписанием;
- состояние службы психолого-педагогического сопровождения в МАДОУ;
- мероприятия по предупреждению нервно-эмоциональных и физических перегрузок у воспитанников.
3.12. При оценке качества организации питания анализируется и оценивается:
- работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи;
- качество питания: калорийность, сбалансированность, соблюдение норм питания, разнообразие ассортимента продуктов, витаминизация, объем порций, хранение проб, использование йодированной соли, соблюдение питьевого режима;
- наличие необходимой документации: приказы по организации питания, наличие графика получения питания, накопительная ведомость, журналы бракеража сырой и готовой продукции; 10-ти дневное меню, картотека блюд и т.д.;
- создание условий соблюдения правил техники безопасности на пищеблоке;
- выполнение предписаний надзорных органов.
3.13. При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества образования:
3.13.1. осуществляется сбор и анализ информации о МАДОУ в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 622 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
3.13.2. Анализируется и оценивается:
- наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования;
- наличие ответственного лица, ответственного за организацию функционирования внутренней системы оценки качества образования (приказ о назначении, регламент его работы-положение, порядок);
- план работы по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования и его выполнение;
- информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней системы оценки качества образования;
- проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования.
3.14. Анализ показателей деятельности МАДОУ, подлежащего самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. Обобщение полученных результатов и формирование отчета
4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с утвержденным планом самообследования, членами Комиссии передается лицу, ответственному за свод и оформление результатов самообследования, не позднее, чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования.
4.2. Лицо, ответственное, за свод и оформление результатов самообследования, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности МАДОУ, подлежащего самообследованию (далее Отчет).
4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит предварительное рассмотрение Отчета: уточняются отдельные вопросы, высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и предложения по итогам самообследования.
4.4. С учетом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и замечаний по Отчету председатель Комиссии назначает срок для окончательного рассмотрения Отчета.
4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая форма Отчета направляется на рассмотрение органа управления МАДОУ, к компетенции которого, относится решение данного вопроса.
5. Ответственность
5.1. Педагогические работники несут ответственность за выполнение данного Положения в соответствии с требованиями законодательства.
5.2. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является руководитель МАДОУ или уполномоченное им лицо.