Версия для слабовидящих

ДЕТСКИЙ САД № 23 "РОДНИЧОК"
АКТУАЛЬНО!
Игровая ситуация по ознакомлению с окружающим в средней группе по теме «Птицы Краснодарского края»
Игровая ситуация  по ознакомлению с окружающим в средней группе по теме «Птицы Краснодарского края»

Игровая ситуация по ознакомлению с окружающим в средней группе

 по теме «Птицы Краснодарского края»

Автор - составитель: Решетнякова Л.В., воспитатель МАДОУ ДС №23 «Родничок» г. Туапсе Краснодарского края

Цель: Закрепить знания о птицах Краснодарского края.

Задачи:

· Закреплять знания о птицах и частях тела (туловище, голова, крылья, хвост, клюв) и способе передвижения, слова – действия (клюёт, летает). О характерных отличительных особенностях птиц, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания. Учить находить признаки сходства и различия.

· Закреплять умение отгадывать загадки о птицах.

· Учить узнавать знакомые голоса птиц, развивая слуховое восприятие, внимание, мышление.

· Закрепить знание названий литературных произведений, где рассказывается о птице.

· Учить детей составлять описательный рассказ о птице.

· Воспитывать интерес и любовь к природе, бережное, заботливое отношение к птицам.

· Развивать мелкую моторику, учить делать оригами – голубя.

Оборудование: презентация «птицы Краснодарского края», схемы, как сделать птицу из бумаги в технике «Оригами»

Ход:

1-2 слайд. Организационный момент.

Воспитатель: Наша Маша однажды пошла в лес и услышала пение птиц и сегодня хочет поделиться с вами интересными знаниями и наблюдениями.

«Загадки от МАШИ»

Озорной мальчишка

В сером пиджачишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …(ворона)

Весной прилетает птица.

Поле вспашут - там любит кормиться.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Кто в беретке ярко-красной,

в черной курточке атласной? На меня он не глядит,

все стучит, стучит, стучит. (дятел)

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (жаворонок)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (журавль)

Молодцы ребята, правильно отгадали.

7 слайд. Послушайте рассказ Маши о птицах Краснодарского края. 

Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Поэтому давайте не обижать наших братьев меньших, беречь и приумножать их!

В Краснодарском крае в лесах, городских парках, рощах и аллеях распространен пестрый дятел. На голове у него своеобразная черная шапка с красным пятнышком на затылке, щечки белые, а под глазами черные полоски. Брюхо у дятла белое с розовым отливом. Вьет гнезда эта птица исключительно в дуплах деревьев, чаще всего в старых осинах. Питается личинками насекомых, которые выдалбливает собственным клювом, а достает он их своим липким языком. Стук, который издает дятел, слышен на всю округу.

Еще одна довольно распространенная птица в Краснодарском крае - это касатка или попросту ласточка. По размеру она чуть больше воробья, спинка черная, а брюшко белое. Зимуют ласточки в Азии или Африке. Питаются насекомыми, гнезда лепят исключительно из глины. Обычно их можно увидеть сидящими на электрических проводах.

Можно также встретить белых, желтых и горных трясогузок, домового и полевого воробья, грачей, сорок, галок, а также соек.

По всему Краснодарскому краю можно услышать красивое пение полевого жаворонка.

По побережью Черного моря в одну из студеных зим, которые, к счастью, выпадают здесь редко. Ранним утром почти у кромки воды тысячные стаи галок, прилетевшие на юг из самых разных уголков страны, где зимы достаточно суровые, и там им не выжить. Переночуют у никогда не замерзающего моря, а едва солнышко взойдет и согреет все окрест, улетают в леса и рощи, важно разгуливают по пашням в поисках пропитания.

Горожане привыкли кормить зимой плавающих птиц, бросающих кусочки хлеба прямо в воду. Рады такому корму разные виды уток, чаек и даже вороны и голуби.

8 слайд. Среды обитания.

9 слайд. Строение птиц.

- Птицы бывают разного цвета, размера (показ картинок), но у всех у них общее строение.

- Назовите основные части тела птицы? (голова, шея, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги).

10 слайд. Строение головы.

11 слайд. Разнообразные клювы птиц.

12 слайд. Роль клюва в жизни птицы.

13- 14 слайд. Строение и роль ног в жизни птицы.

15 слайд. Гнёзда птиц.

Птицы строят гнезда, чтобы защитить яйца и птенцов. Гнездо должно быть спрятано так, чтобы до него не добрались хищники. Обычно гнезда делают из листьев, веточек и травы. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим телом, пока не вылупятся птенцы.

16 слайд. Физкультминутка

Жура-жура-жжуравель! (руки в стороны, «машут крыльями»

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил, (ходьба на месте с высоким подниманием колен)

Крылья ноги натрудил.

Мы спросили журавля: (пожимаем плечами)

- Где же лучшая земля? –

Отвечал он, пролетая: (подняв руки вверх, сделать круговые движения)

Лучше нет родного края!

17 слайд. « Отгадай птицу и назови литературное произведение»

18-24 слайд. Дидактическая игра «Загадалкино». Воспитатель рассказывает рассказ о птице, дети должны отгадать.

Воробей. Это маленькая, коричневая, с черными пятнами птичка, ножки короткие, клюв тонкий, ходить не умеет, а только прыгает. Эти птицы чистоплотны, постоянно купаются: зимой в снегу, весной и летом – в лужах и в пыли (таким путем они избавляются от насекомых). Весной строят гнезда под крышами домов, выкармливают птенцов, они уничтожают много вредных насекомых, а также питаются хлебными крошками и семенами растений.

Синица. Эта птица живет в парках, садах, лесах. Она, очень подвижная, порхая с ветки на ветку, она подвешивается вниз головой, качается с акробатической ловкостью, держится на самых тонких веточках. Обшаривая самые узкие щели на коре деревьев, эта птица вытаскивает оттуда насекомых, запрятавшихся на зиму. Назвали ее так за песенку «си-си-си».

Ворона и сорока. Эти птицы живут рядом в городе и деревне. Они все едят. И разные кусочки еды во дворе соберут. И в поле летают за мышами и другими мелкими зверьками охотятся, поедают яйца и птенцов. Это большие птицы. Оперение у них черное с синим, ноги и клюв тоже черные. Одну называют «белобокой» за ее белые бока. Она истребляет вредных насекомых, разоряет гнезда мелких птиц.

Дятел. Эту птицу можно назвать красавцем. Спинка у него черная, крылья тоже черные, брюшко белое с черными крапинками, на голове ярко-красное пятнышко, точно беретик. У него большой и крепкий клюв, а язычок у него длинный, чтобы проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры. За это птицу прозвали доктором или санитаром леса. Крепкий клюв помогает мастерить себе жилище. Две недели надо птице, чтобы выдолбить большое дупло. Весной в этом дупле появятся птенцы. Они родятся слепыми, неоперившимися. Родители старательно будут выкармливать их мошками, личинками жуков и бабочек. Но скоро птенцы подрастут и начнут сами добывать себе корм.

КОРШУН. Тень больше, крылья круто изогнуты. Хвост на конце с выемкой. Это кто?

ЯСТРЕБ. Тень птицы такого же примерно роста, крылья толстые, хвост прямой. Кто летит?

ОРЁЛ. Очень большая тень, крылья громадные, на конце как будто с растопыренными пальцами; голова и хвост кажутся маленькими. Кто?

Цапля. Крылья горбом, ноги позади, как палка, а шея с головой – как поваленный на спину вопросительный знак. Кто это?

Лебедь. Крылья горбом, ноги позади, как палка, а шея с головой – как поваленный на спину вопросительный знак. Кто это?

Журавль. Крылья горбом, ноги позади, как палка, а шея с головой – как поваленный на спину вопросительный знак. Кто это?

25-26 слайд. Игра «Угадай чье крыло и лапы?»

Здесь нарисованы крылья двух птиц. одна из них живёт в лесной чаще, а другая – на больших открытых просторах. У какой какое крыло?

Здесь нарисованы ноги трёх разных птиц. одна из этих птиц живёт на деревьях, другая на земле, третья на воде. Которая – где?

27 слайд. «Красная книга Краснодарского края»

70 видов птиц занесены в Красную книгу Краснодарского края.

28 слайд. «Сделай птицу».

А вот какую, послушайте стихотворение:

Прилетели голуби

На мое окно.

Поклевали голуби

Просо и пшено.

Наклонили головы,

Дарят мне свой взгляд,

За мою заботу

Спасибо говорят!

Воспитатель показывает картинку с голубем и предлагает сделать его из бумаги. По схеме объясняет и показывает, как делать голубя (рис. 2).

- Загните углы квадрата к середине.

- Перегните пополам вперед.

- Сделайте надрез и отогните крылья вверх.

- Вогните «клюв» внутрь, и нарисуйте глаза.

- Посмотрите, какая красивая стайка голубей у нас получилась.

- Давайте для наших птичек с помощью рук сделаем гнездо.

29 Слайд. «Запомни поговорку»

ПТИЦУ УЗНАЮТ В ПОЛЁТЕ, А ЧЕЛОВЕКА В РАБОТЕ.

Рефлексия.

– Ребята, вы сегодня многое узнали и научились. Вы очень были внимательными и старательными. Что вам больше всего понравилось и запомнилось?