Версия для слабовидящих

ДЕТСКИЙ САД № 23 "РОДНИЧОК"
АКТУАЛЬНО!
Игровая ситуация по ознакомлению с окружающим в средней группе по теме «Дикие животные Краснодарского края»
Игровая ситуация  по ознакомлению с окружающим  в средней группе по теме «Дикие животные Краснодарского края»

Игровая ситуация по ознакомлению с окружающим в средней группе 

по теме «Дикие животные Краснодарского края»

Автор – составитель: Решетнякова Л.В., воспитатель высшей категории МАДОУ ДС №23 «Родничок» г. Туапсе Краснодарского края

Цель: познакомить детей с разнообразием животного мира Краснодарского края.

Задачи:

  • Закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детёнышей, частей тела, жилищ;
  • Развитие мышления на материале описательных загадок;
  • Формирование умения образовывать прилагательные от существительных. Обогащение словаря существительными;
  • Воспитание бережного и заботливого отношения к диким животным родного края. Знать правила поведения в лесу.

Ожидаемый результат: Расширение словаря и знание диких животных наших лесов.

Материалы и оборудование: презентация «Дикие животные Краснодарского края»

Предварительная работа: проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Знакомство с дикими животными через дидактические и подвижные игры, имитацию движений животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Внимание, внимание, слушайте Хитрые вопросы.

- У кого больше лап – у зайца или белки?

- Сколько у двух белок ушей, хвостов, лап?

- Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?

2слайд. Введение в тему.

- Жила-была девочка Маша, была она очень любопытная. И вот как-то пошла она в лес, и увидела, а что увидела, узнаете, когда отгадаете вот такие загадки…

3 слайд «Загадки от МАШИ»

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой (медведь)

Это кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (волк)

За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала,
Нет ни дыма, ни пожара (лиса)

Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил?
А в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (белка)

Прыг-скок, трусишка!
Хвост-коротышка,
Уши вдоль спинки, глаза с косинкой,
Одежда в два цвета: на зиму и лето (заяц)

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт…

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ёжик)

- Молодцы ребята, правильно отгадали. А как, одним словом можно назвать этих животных? Почему они так называются? Конечно, потому что они живут в лесу и пищу добывают себе сами.

4 слайд. «Дидактическая игра от Маши «Кто, где живёт?»

Маша хочет поиграть с вами, внимательно посмотрите и распределите животных по их домам:

Где живёт медведь? (В берлоге).
– Где живёт волк? (В логове).
– Где живёт белка? (В дупле).
– Где живут лиса? (В норе).
– Где живёт заяц? (Под кустом).

5-29 слайд. Послушайте рассказ Маши о диких животных Краснодарского края.

В давние - давние времена, когда почти вся земля была покрыта густыми лесами, жили здесь и огромные буйволы, и важные жирафы, мирно паслись верблюды, у воды можно было встретить носорога, сотрясалась земля под могучей поступью южного слона, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни из этих животных вымерли, другие перебрались в теплые края.

Мы с вами живем где?

- Правильно в Краснодарском крае.

Богат животный мир Кубани –

Медведь и зубр, олень и лось.

Когда б ходить в лесу пришлось,

Увидел бы следы кабаньи. (Л. Обойщиков)

Животный мир Кубани так же разнообразен, как и растительный мир. В нашем Туапсинском районе очень много лесов, в которых обитает огромное количество разных видов животных.

Уже 50 км от Туапсе высоко в горах можно встретить медведя, косулю, благородного оленя, диких свиней.

Кавказский благородный олень. Олени живут небольшими стадами и поодиночке. Летом они держатся в пределах субальпийских и альпийских лугов, а также в верхней части лесного пояса гор. Зимой олени находятся только в пределах широколиственных лесов, на малоснежных склонах. С наступлением весны они поднимаются выше в горы.

Впрочем, многие животные приспособились к соседству с людьми. Зайцы, лисы, шакалы стали селиться по зарослям сельскохозяйственных угодий – балкам, лесополосам.

Возле людского жилья прижились мелкие грызуны и хищники – хомяки, мыши, ласки, хорьки. А воспетый в известной песне степной орел - по-прежнему постоянный обитатель кубанских небес.

Жители дупел - лесная соня. Из типичных таёжных птиц - снегирь. Из средиземноморских представителей – выдра.

В горах обитают кавказские зубры. На альпийских лугах обитает кубанский тур. Тур - это горный козел, вырастает до полутора и более центнеров. Из-за необычайно красивого рога у самцов, достигающих до метра длины, некоторое время туры находились на грани исчезновения.

Горные зубры — типичные горнолесные животные. Обитают преимущественно на высоте 700–2700 м над уровнем моря. Свойственна сезонная смена местообитаний: зимой зубры предпочитают малоснежные участки лесных массивов, богатые древесно-веточными и зимне-зелеными кормами, для зимовки могут использовать бесснежные пространства горных лугов. Летом держатся на границе горных лесов и лугов.

В горных лесах Кубани так же водятся самые крупные хищники: барс и рысь.

У нас очень теплый климат и звери часто меняют свои привычки. Медведь, например, не ложится в спячку зимой, а зачем, если ему и зимой достаточно корма, а заяц не меняет своей окраски, потому что снега так мало и лежит он совсем не долго.

9 слайд. Встреча с зайцем.

Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики «Зайки»:

Зайки серые сидят (присели),
Ушки длинные торчат (показывают руками ушки).
Вот наши ушки,
Вот наши ушки;
Ушки на макушке.
Вот бежит лисичка, (бег на месте)
Хитрая сестричка.
Прячьтесь, прячьтесь (присели)
Зайки, попрыгайки.
По лесной полянке
Разбежались зайки (прыжки на месте).
Вот такие зайки,
Зайки, попрыгайки.

31 слайд. Кавказский государственный биосферный заповедник.

Многие животные находятся на грани исчезновения, мы их встречаем очень редко, поэтому созданы различные природоохранные территории:

- заповедники,

- национальные парки,

- заказники,

- памятники природы.

Заповедник – территория, на которой постоянно охраняется природа: недра, почвы, растительность и животный мир. Кавказский заповедник, самый крупный в нашем крае, расположен в западной его части.

Великая природа… Она остаётся источником жизни, она главные духовные ресурсы человека. Мы с ней единый организм. Изумительные ландшафты, чистый горный воздух, минеральные источники, пение птиц дарят нам бесценное благо. А взамен человек обязан позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом, первозданном виде, поскольку на планете осталось немного таких мест. Это такое место, где не только нельзя охотиться или ловить рыбу. Там запрещается жечь костры, собирать ягоды и даже травы. В заповедниках ученые изучают природу, пытаются восстановить число тех животных, которых осталось очень мало. Такой заповедник в 1924 году создали на Кубани.
В заповеднике обитают зубры, благородные олени, бурые медведи, западно-кавказский тур, серна, рысь, косули и кабаны и целый ряд мелких видов зверей.

На данный момент в нашем крае существует один национальный парк – Сочинский. Национальные парки - это охраняемые территории, на которых запрещена всякая хозяйственная деятельность кроме природоохранной, просветительской, научной и регламентированного туризма.

Заказники - это охраняемые территории, созданные для сохранения или восстановления отдельных компонентов природы. В крае 18 заказников.

Памятники природы - это охраняемые природные объекты, ценные в научном, культурном, эстетическом отношениях.

Памятники природы бывают водные, геологические, ботанические, ландшафтные.

В нашем крае очень много памятников природы. Их большая часть расположена в горах и предгорьях Кавказа.

Слайд 32 Дидактическая игра от Маши №1 «Кто чей ребенок?»

Нужно каждому детенышу найти свою маму и назвать их.

У медведицы - медвежата

У волка - волчата

У белки - бельчата

У лисы – лисята

У лосихи - лосята

У ежихи- ежата

У шакала…, у рыси…, у зубра…,

№2 Кто, чем питается?

Маша просит рассказать, какое животное, чем питается.

Слайд 33-34 Правила поведения в лесу.

35 слайд. Итог.

Воспитатель:

– Ребята, мы с вами познакомились с обитателями Кубанского леса.

Каких животных вы запомнили? А что могут делать эти животные?

Ответы детей:

– Медведь – плавать, лазать по деревьям, ловить рыбу, лакомиться мёдом, разорять муравейники.

– Лиса – воровать кур в деревне, охотится за мышами, зайцами.

– Белка – собирать шишки, лазать по деревьям.

– Заяц – прыгать.

– Волк (пословица) – «Сколько волка не корми, всё на лес смотрит».

Воспитатель предлагает детям показать, как двигаются медведи, лисички, волки, белки, зайцы.

9. Рефлексия.

– Ребята, вы сегодня многое узнали и научились. Вы очень были внимательными и старательными. Что вам больше всего понравилось и запомнилось? Лесные жители оставили вам свои подарки – лесные (шишки, орехи, желуди, листочки).