Версия для слабовидящих

ДЕТСКИЙ САД № 23 "РОДНИЧОК"
АКТУАЛЬНО!
Формирование сенсорно-математических представлений у детей третьего года жизни посредством дидактических игр и изобразительной деятельности
Формирование сенсорно-математических представлений у детей третьего года жизни  посредством дидактических игр и изобразительной деятельности

«Сенсорное развитие — чувственная основа умственного и математического развития детей»

Леушина А. М.

ПРОЕКТ

«Формирование сенсорно-математических представлений у детей третьего года жизни посредством дидактических игр и изобразительной деятельности»

Автор проекта: воспитатель высшей категории МАДОУ ДС № 23 «Родничок» РЕШЕТНЯКОВА Л.В.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с сентября 2015г по август 2016г.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Введение

Математика возникла в глубокой древности из практических потребностей людей. Математика, как и другие науки, непрерывно развивается, обогащается новыми теориями, перестраивается в ответ на новые запросы жизни.

В современном мире развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью, которого является чувственный опыт.

Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Ранний возраст - период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии.

Сензитивные периоды универсальны, т. е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, культурных различий. Они индивидуальны, если речь идёт о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и то же время у разных детей, но имеют наибольшую интенсивность в разные моменты. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сензитивного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить.

Актуальность:

Проблема формирования математических представлений, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

При умственном воспитании у детей третьего года жизни, прежде всего, учитываются ведущие линии психического развития:

· развитие активной речи и мышления,

· развитие игры и конструктивной деятельности движений,

· изобразительной деятельности,

· сенсорное развитие.

В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей с раннего возраста начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметного мира — цвете, форме, величине, о пространственном расположении предметов, об их количестве, а также об отношениях людей (к самому ребенку, друг к другу, к окружающим вещам и т. д.).

Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой формирования элементарных математических представлений и первых понятий. (Леушина А. М.)

В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей, понимаемых как способности к использованию в элементарной форме сенсорных эталонов:

1. Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки,

2. Эталоны формы - геометрические фигуры,

3. Эталоны величины - метрическая система мер.

Свои виды эталонов имеются:

4. В слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения),

5. во вкусовом, обонятельном восприятии.

Формирование сенсорно-математических представлений у детей третьего года жизни в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно достигается через интеграцию образовательных областей и через игровые, личностно-ориентированные технологии:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук, и общей моторики всего организма.

Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС. (ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. (п.2.6 ФГОС ДОО)

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности, как в адаптационный период, так и в последующие периоды.

Цель проекта:

Формирование сенсорно - математических представлений у детей третьего года жизни через дидактические игры, упражнения и изобразительную деятельность.

Задачи проектной деятельности:

Формирование сенсорно-математические представления у детей третьего года жизни наиболее успешно достигается через интеграцию образовательных областей:

Ø Познание.

Ø Художественно-эстетическое развитие

1. Первичные представления об объектах окружающего мира.

Ø Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.

Ø Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).

Ø Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик).

Ø Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Сенсорное развитие.

Ø Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Дидактические игры.

Ø Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

2.Развитие познавательно - исследовательской деятельности:

1. Формировать у детей системы перцептивных (обследовательских) действий.

2. Формировать у детей системы сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.

3. Формировать у детей умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

4. Создавать условия, способствующие развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире.

3.Формирование элементарных математических представлений: Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много, ни одного).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

4.Развитие изобразительной деятельности:

Рисование.

· Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

· Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

· Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.

· Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др.

· Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Лепка.

· Учить дошкольников отламывать маленькие комочки пластилина от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

· Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце).

· Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Конструирование

· В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

· Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

· Способствовать пониманию пространственных соотношений.

· Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

· Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.

· Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

· В летнее время способствовать строительным играм с использованием

природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

План организации проекта:
1 этап – адаптационно - подготовительный (август-сентябрь 2015г.)

Создать предметно-развивающую среду:

Игры и оборудование:

· для развития мелкой моторики и речи,

· восприятия формы и величины,

· для формирования цветового восприятия,

· для слухового развития,

· для развития тактильных ощущений и обоняния,

· для художественно – творческого развития,

· для элементарного экспериментирования,

· для развития интеллектуальных и конструктивных способностей.

Методическое оснащение:

· подобрать и проанализировать методическую литературу по данной теме,

· разработать конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений с детьми третьего года жизни,

· разработать конспекты занятий по развитию изобразительной деятельности,

· составить перспективный план дидактических игр по сенсорному воспитанию и формированию первоначальных элементарных математических представлений детей третьего года жизни,

· подготовить материал для информационного взаимодействия с родителями.

2 этап – Результативно-деятельный (практический ноябрь-апрель 2016г.)

Применение теоретических знаний и внедрение в общеобразовательный процесс подобранных дидактических игр по сенсорному воспитанию и формированию первоначальных элементарных математических представлений детей третьего года жизни, (игры, направленные на развитие знаний детей о форме, величине, цвете, расположении в пространстве, структуре материала, развитие тактильной чувствительности и анализаторных систем), игровых занятий по изобразительной деятельности.

3 этап – заключительный (май 2016г.) 

Третий этап - анализ проделанной работы за весь учебный год.

IV этап. Итогово-перспективный (июнь-август)

Этап – индивидуально-закрепляющий для детей находящихся не в зоне ближайшего развития.

Ожидаемые результаты:

Развитие познавательно - исследовательской деятельности

- заложена основа для интеллектуального развития;

- дети овладели новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- заложена основа для наблюдательности, воображения, внимания, эстетического восприятия;

- обогащён непосредственно чувственный опыт детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия;

- расширен словарный запас детей.

Сформированы первоначальные элементарные математические представления:

Количество. Дети могут формировать группы однородных предметов. Различают количество предметов (один — много).

Величина. Дети различают предметы контрастных размеров и их обозначают в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Форма. Дети различают предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве. У детей накапливается опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширился опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Дети могут двигаться за взрослым в определенном направлении.

Развитие изобразительной деятельности:

Рисование.

· Дети с удовольствием изображают штрихи, линии, конфигурации, пятна, задумываются над тем, что они нарисовали, на что это похоже.

· У детей развивается восприятие, обогащён их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

Лепка

· Дети старательно отламывают маленькие комочки пластилина от большого куска; лепят палочки и колбаски, раскатывают комочек между ладонями прямыми и круговыми движениями ладоней; сплющивают комочек между ладонями; делают пальцами углубление в середине сплющенного комочка.

Конструирование

· В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом дети самостоятельно пытаются сооружать элементарные постройки, называют детали (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр).

Список используемой литературы

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Изд. «Мозаика-синтез» М. 2015г.

2. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений с детьми 2-3 лет» Изд. «Мозаика-синтез» М. 2015.

3. Г.И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет. Первые шаги в математику» ТЦ «Сфера» М.2009г.

4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией С.Л.Новоселовой. Москва. 1985 г.

5. Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Москва 2005 г.

6. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. Москва. 2005 г.

7. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Москва, 1974 г.

8. Теплюк С.Н. Большой – маленький. Москва, 2000 г.

9. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

10. И.А. Лыкова «Занятия по изобразительной деятельности с детьми раннего возраста»