Версия для слабовидящих

ДЕТСКИЙ САД № 23 "РОДНИЧОК"
АКТУАЛЬНО!
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Удивительные насекомые»
Конспект  НОД по познавательному развитию  в подготовительной  группе   «Удивительные насекомые» 15.03.2016

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о насекомых.

Задачи:

I. Образовательные:

1. Расширить и закрепить знания детей о насекомых, вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистические представления о природе.

2. Расширить у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых, их многообразии и среде обитания, о вреде и пользе, приносимой ими людям.

3. Упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела).

II. Развивающие:

1. Развить зрительную и слуховую память, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме.

2. Развивать связную и образную речь.

3. Активизировать внимание детей, развивать логическое мышление.

4. Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.

5. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

III. Воспитательные:

1. Воспитать доброе отношение к маленьким соседям по планете, желание заботиться о природе, правильно вести себя в природе, не разрушать условия жизни насекомых.

2. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие)

Словарная работа: мед, воск, пасека, пасечник, пчеловод, улей, нектар, соты, шестиугольники; стрекотание.

Оборудование:

Презентация к теме «Удивительные насекомые», музыкальное оформление, коллекция насекомых, лупы.

Предварительная работа

1. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Насекомые», чтение интересных фактов о насекомых.

2. Беседа о бережном отношении к животным нашего края.

3. Индивидуальная работа по составлению рассказа о кузнечике.

I. Мотивация к деятельности:

В. - Дети, у меня есть новость!

Слайд 1.

- На мой электронный адрес пришло электронное письмо от Маши из мультфильма «Маша и медведь». Хотите узнать, что она написала? Тогда слушайте:

Слайд 2.

«Здравствуйте, дорогие детишки!
Я недавно прочитала занимательную книжку о насекомых и придумала
для вас интересные задания и игры. Играйте и проверяйте свои знания!

Желаю удачи! Ваша МАША»

- Хотите с Машей поиграть? Тогда слушайте!

Слайд 3.

Вот первая игра! Отгадайте песенку, какого насекомого вы услышали? Ответы детей (комар, шмель, сверчок, муха)

Слайд 4.

Вот вторая игра! Сколько ног у насекомых? (6)

Слайд 5.

Играем дальше!

День деньской трудяжки пчелки
над цветком летают.
Мёд душистый, золотой
Людям они дарят!

Ребята, вы знаете о том, что особенно хорошо пчелы видят синий, фиолетовый, белый и желтый цвета?

Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые, у пчелки большие глаза, сильные челюсти называют жвалами, они помогают насекомому размягчать воск.

Язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками.

Им она всасывает сладкий цветочный нектар и воду.

Пчелка может больно ужалить, ведь в ее брюшке прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает.

Пчелки – наши друзья. Рабочие пчелы собирают мед, вылетая из улья. Они летят за пчелами-разведчицами.

Самая крупная пчела – царица не покидает улья, ее называют маткой, она откладывает яички в восковые ячейки улья. В начале лета из ячеек появляются молодые пчелы.

Слайд 6

Как называется домик пчёл и место, где они находятся? (улей, пасека)

Кто разводит пчел?

Человек, занимающийся пчелами … - пчеловод, (синоним – пасечник)

- Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд - это лекарство от болезней.

Слайд 7

- Есть насекомые, которые очень похожи на пчел. Как вы думаете кто они? (оса и шмель)

- Какие части тела можно выделить?

- У каждого из них есть голова, средняя часть (грудь) и брюшко. На голове есть глаза, которые занимают большую часть и усики. На нижней части груди – 3 пары ног (всего 6). Сверху на средней части расположены крылья.

-Надо быть осторожным при встрече с этими насекомыми!

Слайд 8

В ЛЕСУ У ПНЯ
БЕГОТНЯ, СУЕТА,
НАРОД РАБОЧИЙ
ВЕСЬ ДЕНЬ ХЛОПОЧЕТ.
- Кто догадался, о ком идет речь? (о муравейнике и муравьях)

Слайд 9 Как устроен муравейник?

- Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, с хорошей вентиляцией. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все они охраняются муравьями – солдатами.

Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголочек и веточек. Оно защищает жилище от плохой погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только потом взрослым.

Слайд 10

А какую пользу приносят пчелы божьи коровки, муравьи, бабочки шелкопряды?

- Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу. Они опыляют растения, тем самым обеспечивая урожай семян.

- Божьи коровки питаются многими вредителями растений и, следовательно, уменьшают степень поражения ими растений.

- Муравьи, друзья человека, они уничтожают много вредных насекомых, например, тлей, которые наносят вред лесу. Муравьи так же разносят по лесу семена многих лесных растений. Их еще называют «санитарами леса».

- Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка.

Слайд 11

Назовите насекомых хищников (кузнечики, стрекозы, божьи коровки)

Слайд 12

- Ребята, кто желает рассказать о кузнечике? Один ребенок начинает рассказ, остальные добавляют.

- У кузнечика большая голова. На ней расположены большие глаза, длинные усы и крепкие челюсти.

Есть крылья, они помогают взлететь выше.

Есть сильные ноги, он подпрыгивает на них как на пружинках.

Поют кузнечики с помощью крыльев. Кузнечик трет крыльями друг о друга и получается стрекотание.

Эти насекомые-хищники. Поедают кузнечики неосторожных бабочек, мух, любит сок растений, нектар цветов.

Хотя они и хищники, у них много врагов. Охотятся на кузнечиков птицы и лисы, даже муравьи, увидев неуклюжего кузнечика, большой компанией могут напасть на него.

А вот дома своего у кузнечика нет. Он живет в густых зарослях травы. Поэтому самка кузнечика откладывает личинки летом прямо на землю или на стебли растений. А на следующий год весной из них вырастают кузнечики.

- Посмотрите, какие у нее глаза. Всем глазам глаза! Они у нее огромные, чуть ли не во всю голову и видят во все стороны. У стрекозы глаз состоит из множества маленьких глазков, каждый из которых может посмотреть туда, куда захочет.

Слайд 13

- Ребята, кто желает рассказать о стрекозе? Один ребенок рассказывает, остальные могут добавить.

- Стрекоза – это хищник.

- Что значит «хищник»? (тот, кто поедает других животных)

- Охотятся стрекозы в воздухе: летают, потрескивая крыльями, держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В них-то и попадают незадачливые жертвы.

- За час стрекоза может съесть 40 мух, тут же может начать гоняться за комарами, бабочками, а если никого нет, то начинает хватать тех стрекоз, что помельче и послабее. Одним словом, стрекоза хищник ловкий, сильный и очень глазастый.

Слайд 14
Отгадайте загадку

Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)

Слайд 15

«Расскажите о превращении бабочки»

Когда гусеница вырастает, она начинает превращаться в бабочку. Для начала она заворачивается в кокон – тоненький мешочек, который покрывает ее с ног до головы.

Слайд 16

Пока гусеничка сидит в своем коконе, у нее вырастают красивые крылья – она постепенно превращается в бабочку.

Слайд 17

- Посмотрите – бабочка, она порхает над цветками. Какие они бабочки? (ответы)

- Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, а чешуйки в свою очередь покрыты красящимися веществами. Вот они и придают чудесную окраску крыльев. Эти цветные чешуйки очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить их и тогда бабочка погибнет.

Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать.

Физкультминутка «Бабочки»

- Я предлагаю вам представить, что вы все бабочки:

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Слайд 18

Назовите насекомое и номер тени, к которой оно относится.

Слайд 19

Найдите, у каких бабочек нет тени?

Слайд 20 Расскажите о вредных насекомых.

Огромное количество насекомых наносят вред растениям, деревьям, посевам, животным и людям. Кто хочет рассказать о них.

Серьезным вредителем в доме человека является платяная моль, которая в большом количестве может уничтожить одежду.

Тараканы и мухи – разносчики заразы.

В лесу надо быть очень внимательными, потому что там обитают клещи – паразиты, которые переносят болезни и могут стать причиной тяжелого заболевания.

А надоедливые клопы, комары, шершни, слепни и оводы кусают и пьют кровь человека.

Личинка майского жука уничтожает корни растений.

Гусеницы могут уничтожить листву, фрукты, овощи и зерновые культуры.

Внезапное нашествие саранчи может за считанные секунды уничтожить все посевы.

Люди тщетно ведут борьбу с колорадским жуком на огороде, который питается картофелем, баклажанами и томатом, уничтожая урожаи.

Жуки-точильщики и древоточцы едят древесину и кору деревьев, нанося им вред.

Блохи и вши являются переносчиками заразы. Могут жить на животных и даже на человеке.

Слайд 21

Как защитить себя от насекомых?

- Укус комара очень опасен. Для защиты нужно пользоваться специальными мазями или кремами.

- Укус пчелы очень болезнен. Иногда при укусе остается жало пчелы, его надо удалить. Укушенное место необходимо обработать.

- Если около вас летает пчела нужно оставаться спокойным, нельзя махать руками, а лучше перейти в другое место.

- Если вдруг вы увидели осиное гнездо, не трогайте его. Можно спокойно понаблюдать за ним издалека. В противном случае осы могут напасть и покусать.

Рефлексия

- Сегодня мы с вами познакомились с разными насекомыми и узнали о них много интересного. Каждый из вас может рассказать про них своим родным.

- Даже, если некоторые насекомые опасны для человека, то они полезны окружающей их среде. Будьте осторожны и аккуратны при встрече с обитателями природы.

Вы, ребята, сегодня все были молодцы.

· Какое насекомое вас больше всего поразило или удивило?

· А какие еще чувства у вас возникли или воспоминания о насекомых?

· О какой безопасности при встречи с насекомыми вы запомните на всю жизнь?

· Какие новые слова запомнили?

Ответы детей.

Приложение: Письмо от Маши «Удивительные насекомые»