Версия для слабовидящих
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Удивительные насекомые»
![]() Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о насекомых. Задачи: I. Образовательные: 1. Расширить и закрепить знания детей о насекомых, вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистические представления о природе. 2. Расширить у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых, их многообразии и среде обитания, о вреде и пользе, приносимой ими людям. 3. Упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела). II. Развивающие: 1. Развить зрительную и слуховую память, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме. 2. Развивать связную и образную речь. 3. Активизировать внимание детей, развивать логическое мышление. 4. Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение. 5. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
III. Воспитательные: 1. Воспитать доброе отношение к маленьким соседям по планете, желание заботиться о природе, правильно вести себя в природе, не разрушать условия жизни насекомых. 2. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие) Словарная работа: мед, воск, пасека, пасечник, пчеловод, улей, нектар, соты, шестиугольники; стрекотание. Оборудование: Презентация к теме «Удивительные насекомые», музыкальное оформление, коллекция насекомых, лупы. Предварительная работа 1. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Насекомые», чтение интересных фактов о насекомых. 2. Беседа о бережном отношении к животным нашего края. 3. Индивидуальная работа по составлению рассказа о кузнечике.
I. Мотивация к деятельности: В. - Дети, у меня есть новость! Слайд 1. - На мой электронный адрес пришло электронное письмо от Маши из мультфильма «Маша и медведь». Хотите узнать, что она написала? Тогда слушайте: Слайд 2. «Здравствуйте, дорогие детишки!
Желаю удачи! Ваша МАША» - Хотите с Машей поиграть? Тогда слушайте! Слайд 3. Вот первая игра! Отгадайте песенку, какого насекомого вы услышали? Ответы детей (комар, шмель, сверчок, муха) Слайд 4. Вот вторая игра! Сколько ног у насекомых? (6) Слайд 5. Играем дальше! День деньской трудяжки пчелки
Ребята, вы знаете о том, что особенно хорошо пчелы видят синий, фиолетовый, белый и желтый цвета? Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые, у пчелки большие глаза, сильные челюсти называют жвалами, они помогают насекомому размягчать воск. Язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Им она всасывает сладкий цветочный нектар и воду. Пчелка может больно ужалить, ведь в ее брюшке прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает. Пчелки – наши друзья. Рабочие пчелы собирают мед, вылетая из улья. Они летят за пчелами-разведчицами. Самая крупная пчела – царица не покидает улья, ее называют маткой, она откладывает яички в восковые ячейки улья. В начале лета из ячеек появляются молодые пчелы. Слайд 6 Как называется домик пчёл и место, где они находятся? (улей, пасека) Кто разводит пчел? Человек, занимающийся пчелами … - пчеловод, (синоним – пасечник) - Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд - это лекарство от болезней. Слайд 7 - Есть насекомые, которые очень похожи на пчел. Как вы думаете кто они? (оса и шмель) - Какие части тела можно выделить? - У каждого из них есть голова, средняя часть (грудь) и брюшко. На голове есть глаза, которые занимают большую часть и усики. На нижней части груди – 3 пары ног (всего 6). Сверху на средней части расположены крылья. -Надо быть осторожным при встрече с этими насекомыми! Слайд 8 В ЛЕСУ У ПНЯ
Слайд 9 Как устроен муравейник? - Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, с хорошей вентиляцией. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все они охраняются муравьями – солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголочек и веточек. Оно защищает жилище от плохой погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только потом взрослым. Слайд 10 А какую пользу приносят пчелы божьи коровки, муравьи, бабочки шелкопряды? - Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу. Они опыляют растения, тем самым обеспечивая урожай семян. - Божьи коровки питаются многими вредителями растений и, следовательно, уменьшают степень поражения ими растений. - Муравьи, друзья человека, они уничтожают много вредных насекомых, например, тлей, которые наносят вред лесу. Муравьи так же разносят по лесу семена многих лесных растений. Их еще называют «санитарами леса». - Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка. Слайд 11 Назовите насекомых хищников (кузнечики, стрекозы, божьи коровки) Слайд 12 - Ребята, кто желает рассказать о кузнечике? Один ребенок начинает рассказ, остальные добавляют. - У кузнечика большая голова. На ней расположены большие глаза, длинные усы и крепкие челюсти. Есть крылья, они помогают взлететь выше. Есть сильные ноги, он подпрыгивает на них как на пружинках. Поют кузнечики с помощью крыльев. Кузнечик трет крыльями друг о друга и получается стрекотание. Эти насекомые-хищники. Поедают кузнечики неосторожных бабочек, мух, любит сок растений, нектар цветов. Хотя они и хищники, у них много врагов. Охотятся на кузнечиков птицы и лисы, даже муравьи, увидев неуклюжего кузнечика, большой компанией могут напасть на него. А вот дома своего у кузнечика нет. Он живет в густых зарослях травы. Поэтому самка кузнечика откладывает личинки летом прямо на землю или на стебли растений. А на следующий год весной из них вырастают кузнечики. - Посмотрите, какие у нее глаза. Всем глазам глаза! Они у нее огромные, чуть ли не во всю голову и видят во все стороны. У стрекозы глаз состоит из множества маленьких глазков, каждый из которых может посмотреть туда, куда захочет. Слайд 13 - Ребята, кто желает рассказать о стрекозе? Один ребенок рассказывает, остальные могут добавить. - Стрекоза – это хищник. - Что значит «хищник»? (тот, кто поедает других животных) - Охотятся стрекозы в воздухе: летают, потрескивая крыльями, держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В них-то и попадают незадачливые жертвы. - За час стрекоза может съесть 40 мух, тут же может начать гоняться за комарами, бабочками, а если никого нет, то начинает хватать тех стрекоз, что помельче и послабее. Одним словом, стрекоза хищник ловкий, сильный и очень глазастый. Слайд 14
Хоть имеет много ножек,
Слайд 15 «Расскажите о превращении бабочки» Когда гусеница вырастает, она начинает превращаться в бабочку. Для начала она заворачивается в кокон – тоненький мешочек, который покрывает ее с ног до головы. Слайд 16 Пока гусеничка сидит в своем коконе, у нее вырастают красивые крылья – она постепенно превращается в бабочку. Слайд 17 - Посмотрите – бабочка, она порхает над цветками. Какие они бабочки? (ответы) - Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, а чешуйки в свою очередь покрыты красящимися веществами. Вот они и придают чудесную окраску крыльев. Эти цветные чешуйки очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить их и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Физкультминутка «Бабочки» - Я предлагаю вам представить, что вы все бабочки:
Утром бабочка проснулась. Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась. Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела. На четыре – улетела. Слайд 18 Назовите насекомое и номер тени, к которой оно относится. Слайд 19 Найдите, у каких бабочек нет тени? Слайд 20 Расскажите о вредных насекомых. Огромное количество насекомых наносят вред растениям, деревьям, посевам, животным и людям. Кто хочет рассказать о них. Серьезным вредителем в доме человека является платяная моль, которая в большом количестве может уничтожить одежду. Тараканы и мухи – разносчики заразы. В лесу надо быть очень внимательными, потому что там обитают клещи – паразиты, которые переносят болезни и могут стать причиной тяжелого заболевания.
А надоедливые клопы, комары, шершни, слепни и оводы кусают и пьют кровь человека. Личинка майского жука уничтожает корни растений. Гусеницы могут уничтожить листву, фрукты, овощи и зерновые культуры. Внезапное нашествие саранчи может за считанные секунды уничтожить все посевы. Люди тщетно ведут борьбу с колорадским жуком на огороде, который питается картофелем, баклажанами и томатом, уничтожая урожаи. Жуки-точильщики и древоточцы едят древесину и кору деревьев, нанося им вред. Блохи и вши являются переносчиками заразы. Могут жить на животных и даже на человеке. Слайд 21 Как защитить себя от насекомых? - Укус комара очень опасен. Для защиты нужно пользоваться специальными мазями или кремами. - Укус пчелы очень болезнен. Иногда при укусе остается жало пчелы, его надо удалить. Укушенное место необходимо обработать. - Если около вас летает пчела нужно оставаться спокойным, нельзя махать руками, а лучше перейти в другое место. - Если вдруг вы увидели осиное гнездо, не трогайте его. Можно спокойно понаблюдать за ним издалека. В противном случае осы могут напасть и покусать. Рефлексия - Сегодня мы с вами познакомились с разными насекомыми и узнали о них много интересного. Каждый из вас может рассказать про них своим родным.
- Даже, если некоторые насекомые опасны для человека, то они полезны окружающей их среде. Будьте осторожны и аккуратны при встрече с обитателями природы. Вы, ребята, сегодня все были молодцы. · Какое насекомое вас больше всего поразило или удивило? · А какие еще чувства у вас возникли или воспоминания о насекомых? · О какой безопасности при встречи с насекомыми вы запомните на всю жизнь? · Какие новые слова запомнили? Ответы детей. Приложение: Письмо от Маши «Удивительные насекомые» |
© МАДОУ ЦРР Д/С № 23 «Родничок» г. Туапсе ул.Судоремонтников, 59Тел. +7 (86167) 54744 Сайт отвечает требованиям СТАТЬИ 29 закона "Об образовании в РФ" |
Модернизация и поддержка сайта - студия "Сплайн" |