Версия для слабовидящих

ДЕТСКИЙ САД № 23 "РОДНИЧОК"
АКТУАЛЬНО!
Это важно знать о развитии и дефектах речи у детей

1. Развитие речи в онтогенезе

Информация. Физиология ВНД и сенсорных систем.

Развитие речи происходит по мере созревания мозга и формирования новых и все более сложных временных связей. У грудного младенца первые условные рефлексы неустойчивы и появляются со второго, иногда третьего месяца жизни. Ранее всего формируются условные пищевые рефлексы на вкусовые и запаховые раздражители, затем на вестибулярные (покачивание) и позже на звуковые и зрительные. Для грудного ребенка характерна слабость процессов возбуждения и торможения. У него легко развивается охранительное торможение. На это указывает почти непрерывный сон новорожденного (около 20 ч).

Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни. При общении взрослых с ребенком слово обычно сочетается с другими непосредственными раздражителями. В результате оно становится одним из компонентов комплекса. Например, на слова «Где мама?» ребенок реагирует поворотом головы в сторону матери только в комплексе с другими раздражителями: кинестетическими (от положения тела), зрительными (привычная обстановка, лицо человека, задающего вопрос), звуковыми (голос, интонация). Стоит изменить один из компонентов комплекса, и реакция на слово исчезает. Постепенно слово начинает приобретать ведущее значение, вытесняя другие компоненты комплекса. Сначала выпадает кинестетический компонент, затем теряют свое значение зрительные и звуковые раздражители. И уже одно слово вызывает реакцию.

Предъявление определенного предмета при одновременном его назывании приводит к тому, что слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Эта способность появляется у ребенка к концу первого года жизни или началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу вообще, т. е. слово выступает на этом этапе развития как интегратор первого порядка.

Превращение слова в интегратор второго порядка или в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него было выработано не менее 15 различных условных связей (пучок связей). Ребенок должен научиться оперировать с различными предметами, обозначаемыми одним словом. Если число выработанных условных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.

Между 3 и 4 годами жизни появляются слова — интеграторы третьего порядка. Ребенок начинает понимать такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные». К пятому году жизни у ребенка возникают более сложные понятия. Так, слово «вещь» он относит и к игрушкам, и к посуде, и к мебели, и т. д.

Развитие второй сигнальной системы протекает в тесной связи с первой. В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем.

Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются на уровне первой сигнальной системы, т. е. непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. По терминологии А.Г. Иванова-Смоленского, это связи типа H—H («непосредственный раздражитель — непосредственная реакция»). Во второй половине года ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. Таким образом, добавляются условные связи типа С—H («словесный раздражитель — непосредственная реакция»). К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы, при помощи отдельных звуков, обозначающих что-либо вовне или какое-либо собственное состояние. Затем ребенок начинает произносить слова. Сначала они также не связаны с какими-либо событиями во внешнем мире. При этом в возрасте от 1,5-2 лет часто одним словом обозначается не только какой-либо предмет, но и действия, переживания, связанные с ним. Позже происходит дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, чувства. Таким образом, прибавляется новый тип связей H—С («непосредственный раздражитель — словесная реакция»). На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 200 и более слов. Он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи, а затем строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает 500-700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Ребенок научается говорить. Таким образом, возникает новый тип связей С—С («словесный раздражитель — словесная реакция»).

С развитием речи и формированием обобщающего действия слова у ребенка в возрасте 2-3 лет усложняется интегративная деятельность мозга: возникают условные рефлексы на отношения величин, веса, расстояния, окраски предметов. У детей в возрасте 3-4 лет вырабатываются различные двигательные стереотипы. Однако среди условных рефлексов преобладают прямые временные связи. Обратные связи возникают позже и силовые отношения между ними выравниваются к 5-6 годам жизни.

2. Нарушение речи: причины и виды

Нарушение речи – это отклонения речи от общепринятой языковой нормы определённой языковой среды, к которой относится говорящий. Нарушение речи может быть письменное и устное. Все нарушения речи возникают вследствие органических повреждений речевых отделов головного мозга, которые могут развиться по самым разным причинам.

Причины нарушения речи

Причины нарушения речи можно разделить на те, которые привели к органическим изменениям в головном мозге, и на те, которые касаются непосредственно произношения.

Причины органических нарушений головного мозга, приводящие к развитию нарушения речи:

ü врождённые или приобретённые пороки нервной системы, в том числе в результате стрессов и психоэмоциональных перегрузок;

ü доброкачественные или злокачественные опухоли головного мозга;

ü нарушения кровообращения в речевых секторах головного мозга.

Причины нарушения речи, касающиеся непосредственно произношения:

ü проблемы с различением звуков при отсутствии трудностей со слухом;

ü плохая подвижность языка и губ;

ü задержка психологического развития, которая приводит к задержке речевого развития;

ü повреждение речевой зоны мозга в родах (она находится в области макушки);

ü дефекты органов речи (заячья губа, короткая уздечка языка, нарушение прикуса, «волчья пасть» и так далее);

ü многоязычная семья, формирующая нарушение речи;

ü неграмотная речь в семье или отсутствие у родителей должного внимания к формированию речи у ребёнка.

Какие бывают нарушения речи

Нарушение речи устной:

· Брадилалия – медленная речь из-за сложности в членораздельном произношении, которая развивается вследствие местной патологии мозга.

· Брадифразия – развитие медленной речи вследствие медленного мышления, которое является результатом местного заболевания головного мозга.

· Алалия – полное или частичное отсутствие речи вследствие поражения речевых областей мозга, при этом сохраняется первичный интеллект.

· Тахилалия – слишком быстрое произношение речи без лексических, фонетических и грамматических дефектов.

· Дизартрия – нарушение произношения из-за ограничения подвижности органов речи вследствие нарушения их иннервации. Возникает из-за повреждения подкорковых и заднелобных отделов мозга.

· Заикание – это нарушения темпо-ритмического течения речи из-за судорожного статуса речевых органов. Может проявляться по-разному.

· Гнусавость – нарушение тембра голоса с искажением произношения из-за патологии носовой полости. Ринолалия – это синдром гнусавости.

· Дислалия – нарушение произношения звуков при нормальных слухе и работе речевых органов. Часто встречается в многоязычных семьях.

· Афазия – системное нарушение ранее сформировавшейся речи вследствие органических поражений речевых отделов мозга.

Нарушение речи письменной:

· Дислексия – нарушение речи, характеризующееся неспособностью быстро читать из-за затруднения быстрого различения слов. Как правило, имеет неврологическую природу.

· Аграфия – потеря способности к письму с сохранением координации и интеллекта. Возникает из-за поражения верхних лобных извилин задних отделов левого полушария у людей, пишущих правой рукой.

· Дисграфия – сложности с овладением письмом или вообще отсутствие этой способности при сохранении интеллекта. Данная проблема никогда не бывает обособленной и всегда сочетается с другими нарушениями речи.

· Алексия – нарушение или потеря способности к чтению, возникающие из-за повреждения у правши коры левого полушария в любых её отделах.

У кого лечить

Нарушения речи лечит логопед, возможно, в комплексе с психоневрологом в зависимости от характера и степени нарушения.

3. Преодоление недостатков речевого развития ребенка

Становление личности ребёнка – сложный и многоуровневый процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию, поэтому очень важно, чтобы в семье был эмоциональный «комфорт», прослеживалась глубокая любовь к детям, поскольку, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения, никогда не заговорит. Однако и этого ещё недостаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, с семьёй.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни.

Семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи. Начиная с самых ранних лет жизни, ребёнок подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Именно поэтому, очень важно, чтобы он с самого раннего возраста слышал правильную чёткую речь родителей, на примере которой будет формироваться его собственная речь. Этим определяется, в первую очередь, участие семьи в становлении речи ребенка.

Но формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от психофизического развития ребёнка, от состояния особенностей развития его высшей нервной деятельности.

Формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребёнка. Поэтому родитель должен следить за здоровьем ребёнка, укреплять его организм. В этом отношении большое значение имеют правильный режим питания, физкультура, различные водные процедуры.

Порой, даже при должном внимании родителей к общему психофизическому развитию ребёнка, наблюдаются нарушения различных сторон речи, обусловленные наследственными и экологическими факторами. Перед ними встаёт задача – своевременное выявление нарушений речевого развития и определение ребёнка в специализированное учреждение (СОШ, ДОУ, коррекционное учреждение), в котором ему будет оказана высококвалифицированная помощь логопедом. Это объясняется тем, что успешность и результат коррекционно -логопедической работы определяется ранней диагностикой и коррекцией речевого нарушения, а также осуществление тесной связи логопеда с родителями.

Обобщив выше сказанное можно сделать вывод, что ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье.

4. Как помочь ребенку избежать школьных трудностей?

Очень часто причиной школьных проблем детей является их речевая несостоятельность. Поскольку речь одновременно и необходимая основа мышления. От уровня речевого развития ребенка зависит его познавательные возможности, интеллектуальное развитие, способность овладению различных знаний.

Чаще всего родители оценивают речь своего ребенка по состоянию звукопроизношения. Это, безусловно, очень важный показатель. Очень часто нарушения звукопроизношения нескольких групп звуков выступают не изолированно, а сопровождаются нарушениями восприятия и различения звуков на слух, недостатками в понимании и употреблении слов, трудностями в построении предложений и тому подобными проблемами.

Данные нарушения, как правило, не проходят сами по себе и могут в начальной школе отрицательно повлиять на способность к обучению чтению и письму. При чтении ребенку будет очень трудно овладеть навыком слияния букв в слоги, слогов в слова. А если ребенок попытается читать предложения? Ошибок и трудностей возникает гораздо больше. Они будут проявляться на письме: пропуски, перестановки, замены букв, слогов. Но еще опаснее тот факт, что речевое нарушение могут ухудшить в целом способность к обучению.

Попробуем определить, готов ли ваш ребенок к обучению в школе.

ü Мой ребенок сидит на занятиях спокойно.

ü Внимательно слушает педагога и старается выполнить все его задания.

ü Все работы выполняет самостоятельно и аккуратно.

ü Мой ребенок может довольно подробно и складно ответить на вопрос педагога, пересказать небольшой рассказ.

ü Быстро запоминает стихи и песенки

ü Мой ребенок активно участвует в праздниках и других мероприятиях детского сада

Проверьте состояние речи своего ребенка

1. Правильность произношения звуков и умение различать звуки речи на слух. Детям нужно уметь четко произносить все звуки речи, владеть интонацией, регулировать громкость и темп речи, правильно ставить ударение в слове. Речь ребенка, поступающего в первый класс, должна быть чистой, связной и выразительной.

2. Словарный запас ребёнка к семи годам должен составлять 2500 – 3000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, обобщающие слова, такие как одежда, посуда, обувь, фрукты, овощи, транспорт и т.д.

Ребенку должны быть известны названия предметов, относящихся к различным группам, например: цветы, деревья, виды транспорта и т.д.

Ребенку нужно уметь:

· Определять название предмета по его признакам, например: кислый, желтый (лимон), зеленый, полосатый, круглый, сладкий (арбуз) и т.д.;

· Подбирать слова-признаки к различным предметам, например: ветер холодный, погода ясная, небо безоблачное, снег белый, холодный, пушистый и т.д.;

· Подбирать действия к предмету, например: птица (что делает?) летает, уж ползает, собака лает и т.д.;

· Подбирать предметы к действию: скажи, кто лает, стрекочет, щебечет, что наступает, замерзает и т.д.;

· Подбирать слова близкие по значению: храбрый – смелый, хороший – приятный, холод – мороз, стужа, хвалить – одобрять, расхваливать, скучать – тосковать и т.д.

Ребенку нужно знать:

· Чем занимаются люди не только известных профессий, таких как учитель, повар, врач, сталевар, геолог, столяр, инженер и т.д.

· Слова противоположного значения: белый – черный, хороший – плохой, мириться – ссориться, младший – старший, можно – нельзя, полезный – вредить и т.д.

· Ребенку нужно понимать переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, голова на плечах и т.д.

3. Уже к четырем годам ребенку нужно овладеть системой словоизменения, то есть уметь изменять слова по числам, падежам, например: один сад, а много – сады, за садом (гулял где?) и т.д.

Для того чтобы проверить, насколько ваш ребенок овладел системой словоизменения, можно предложить ему следующие задания: много – это глаза, а один - …, много – это уши, а один - …, одна – конфета – а шесть - … и т.д.

4. Системой словообразования ребенок овладевает к семи годам. При словообразовании меняется значение слова, например: сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы и т.д. Важно, чтобы ребенок не только научился образовывать новые слова, но активно пользоваться этими словами, строил из них предложения.

Для того чтобы проверить, насколько ваш ребенок овладел системой словообразования, можно предложить следующие задания.

§ Подбери подходящие по смыслу слово: большой сад, а маленький - .., маленькая куколка, а большая - …

§ Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью - .., воду наливают, а соль - …

§ Назови детенышей животных: кто у медведицы? Медвежата. У коровы - .., у слонихи - .., у овцы - .. и т.д.

§ Если кораблик из бумаги, значит, он бумажный, а шуба из меха какая? – Меховая и т.д.

§ У лисы хвост – лисий, а у зайца - .., у собаки - .., у кошки - .. и т.д.

§ Если днем жара, то день жаркий, а если мороз - .., ветер - .., дождь - … и т.д.

5. Важно обратить внимание на связную речь ребенка.

Связная речь является основным показателем эффективности развития речи в семье.

ü Необходимо научить ребенка давать полный ответ на вопрос; вызывать у него желание о чем – то рассказать. Расспрашивать о важных для него событиях. Внимательно слушать ребенка и направлять его сбивчивый рассказ с помощью вопросов по содержанию.

ü Для формирования связной речи можно использовать следующие методы: описание предметов, рисунков, пересказ знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений.

Помогите своему ребенку сформировать:

1. Представление о звуковой системе языка: уметь различать звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления).

Например, называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите малышу найти местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т.д.

2. Достаточно развитую связную речь. Разговаривать полными предложениями: уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать.

Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые, сложные слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

Учиться пересказывать лучше всего на русских народных сказках. Почему?

Сюжет их состоит из похожих эпизодов.

В них много повторяющихся диалогов, что облегчает запоминание и чтение.

Ребенок учится внимательному чтению. Каждая часть произведения хоть и похожа на предыдущую, но все же имеет свои различия.

По сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

3 . Словарный запас ребенка. Игра в слова (если научить ребенка) может скрасить долгий путь в электричке или нежеланную прогулку. Играя с ребенком в эту игру, мама может помыть посуду и погладить белье (это не лучший, но все же выход).

Можно попросить ребенка:

- назови все свои игрушки,

- придумай слова, которые обозначают транспорт,

- какими словами можно описать лето, осень, зиму,

- вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, «холодный - горячий».

Ребенок только что посмотрел мультик, а вы не видели, попросите пересказать сюжет. Иногда в речи 5-6-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокойным ровным тоном. Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с

ребенком разобрать, как нужно произносить слова. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

4 . Развитую мелкую моторику кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.

5. Четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.

6 . Развитый кругозор. Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).

7 . Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом. Обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

Список литературы для самостоятельной работы дома:

Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М., 2001.

Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. М., 2000

Голицына Е.Б. Развиваем учебные навыки. М., 2010.

Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. С-П., 2005.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. М., 2010.

Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. С-П., 2011.

Бурина С.В. Серия «Говорим правильно». К., 2011.

Буйко В., Сыропятова Г. Тетрадь «Логопедические игралочки». Е., 2010.

Информация подготовлена С.В. Сахно, 

учителем - логопедом


(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

Все новости и статьи