Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребёнка (Черкашина Н.В., педагог-психолог)
25.03.2015
С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в речевом, познавательном и физическом развитии, с различным спектром невротических проявлений. Вместе с тем у родителей наблюдается гипертрофированный интерес к раннему интеллектуальному развитию собственных детей. Такая заинтересованность объяснима - каждый желает для своего ребёнка перспективного будущего. Кроме того, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательные программы, требования к знаниям выпускника школы вызывают у родителей беспокойство и озабоченность ещё задолго для того, как их ребёнок пойдёт в школу. Однако всегда ли приносит пользу раннее обучение чему-либо? Рассмотрим этот вопрос на примере обучения чтению.
Процесс раннего обучения чтению для ребёнка трёх-четырёх лет является достаточно сложным.
Во-первых, чтение - это прежде всего волевой процесс, требующий достаточных усилий для концентрации внимания на материале и усидчивости в течение достаточного продолжительного периода времени. У детей младшего и среднего дошкольного возраста повышенная потребность в двигательной активности, посредством которой они изучают предметный мир и отношения. Блокировать движение и взаимодействие означает лишить ребёнка непосредственно практической деятельности, в ходе которой формируются его когнитивный багаж, инициативность, развитие в рамках социальных отношений.
Во-вторых, дошкольник должен хотеть научиться читать. Речь идёт о мотивации. Если говорить о старшем дошкольном возрасте, в общем-то, всё ясно. Движущей силой является желание ребёнка стать взрослым и стремление получить интересную информацию, которой можно поделиться в группе. Ребёнок, владеющий широким кругозором, пользуется особой популярностью среди сверстников. У детей трёх-четырёх лет ещё нет ориентации на сверстников, а желание быть взрослым удовлетворяется гораздо более доступными средствами, например, такими, как умение самостоятельно надеть ботинки или вытереть пыль тряпкой.
В - третьих преждевременная и интеллектуальная нагрузка ведёт к перенапряжению структур головного мозга. Искусственное формирование мозговой деятельности приводит к расшатыванию психики, а впоследствии – к деформации личности ребёнка.
Положительные и отрицательные стороны раннего обучения чтению
Положительное
|
Отрицательное
|
1.Развивается левое полушарие (символическое мышление, логика)
|
1.Обедняется ведущее правое полушарие (познание мира через эмоции, креативность)
|
2.Развиваются способности к учебной деятельности (знания, умения, навыки)
|
2.Игровая деятельность приобретает формальный характер
|
3.Повышается общего умственного развития
|
3.Формируется неадекватная самооценка (заниженная, завышенная)
|
4.Формируется волевой компонент. Происходит систематизация целенаправленной деятельности
|
4.Снижается острота зрения, искривляется позвоночник, наблюдается гиподинамия
|
5.Развивается вербальный интеллект (увеличивается словарный запас)
|
5.Социальный интеллект (готовность и способность устанавливать контакты с другими людьми) уступает свои позиции
|
6.Развивается способность ребёнка занимать себя самостоятельно, вследствие чего у родителей появляется свободное время
|
6.Наблюдается возрастающий дефицит общения между членами семьи
|
В заключении стоит отметить следующее: родителям, ориентирующим дошкольника на раннее обучение чтению, необходимо понимать и учитывать реальные возрастные потребности и возможности ребёнка.
Для полноценного созревания психики дошкольник должен пройти этапы своего развития последовательно, наполняя когнитивный багаж опытом прежде всего практического и эмоционального взаимодействия со взрослыми и детьми. А знания, полученные в результате взаимодействия, помогут ребёнку естественным образом дозреть до образа успешного ребёнка, о котором мечтает каждый родитель.
Педагог-психолог: Н.В.Черкашина
Комментарии