Возрастные особенности детей 5-6 лет
Игровая деятельность
Освоение окружающего мира продолжает осуществляться посредством игры, меняются лишь ее форма и смысловая нагрузка. Роли в игре распределяются до ее начала, не редко это сопровождается конфликтами, так как появляется осознание иерархии ролей. На этом же этапе выстраивается соответствующее поведение игроков.
Важную ступень занимает речь детей в процессе игры, она отличается от реального общения — становится более эмоциональной, интонационно нагруженной в зависимости от взятой роли. Часто в основе игры лежат «взрослые дела» — дети желают походить на взрослых, занимающих в их жизни значимое положение.
Сенсорика и образное мышление
В этот период восприятие цвета, представления о строении предметов, их величине/форме продолжают совершенствоваться. Накопленные знания систематизируются. Дети с легкостью должны называть основные цвета/оттенки/промежуточные оттенки.
Динамично развивается образное мышление:
- Совершенствуется обобщение, открывая путь развитию словесно-логического мышления (в процессе группировки учитываются несколько факторов – цвет/форма, величина/цвет и т.д.)
- Происходит становление знаний о цикловых изменениях (смена времен года, дня/ночи, процесс развития, увеличение/уменьшение).
Изобразительная и конструкторская деятельность
5-6-летний возраст отличается периодом активного рисования — ребенок может создать около 2000 рисунков за год, при этом содержание будет самым разнообразным — воображаемые ситуации, впечатления, иллюстрации, желания. Изображенные объекты имеют схематичные очертания, при этом может передаваться динамика движений. В рисунках появляется сюжет, человек наделяется некоторыми пропорциями, вырисовываются простейшие детали.
Процесс конструирования значительно усложняется:
- Деятельность принимает аналитический характер — ребенок знает название деталей, может произвести замену недостающей детали на аналогичную, имеющуюся в наличии.
- Способ обследования образца принимает обобщенный характер — ребенок умеет называть элементы построек.
- В основе конструкторской деятельности лежит замысел, схема или определенные условия.
- Создание построек приобретает совместный характер.
Речь и воображение
Совершенствование речи затрагивает, в первую очередь, ее звуковую составляющую — улучшается воспроизведение звуков (шипящие/свистящие/сонорные).
Развивается:
- Грамматический строй.
- Связность речи.
- Фонематический слух.
- Интонационная выразительность.
- Эмоциональная составляющая.
Чтение стихов становится наиболее выразительным — акцентируется внимание на смысловой составляющей текста, обогащается лексика посредством использования синонимов/антонимов. Отмечается активное словотворчество — дошкольникам легко составить пересказ или рассказ по картинке, при этом внимание уделяется и деталям.
Математические представления
Старшему дошкольнику под силу:
- Определять направление (вправо/влево, вперед/назад, вверх/вниз).
- Производить счет в пределах 10.
- Отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?», «Который?».
- Называть и определять прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб, круг, овал.
- Производить деление круга или квадрата на 2 или 4 равные части.
На что обратить внимание родителям
Для полноценного развития старшего дошкольника необходимо:
- Уважать фантазии ребенка и поддерживать его стремление самовыражаться.
- Внимательно относиться к его желаниям, умея во время пресекать вредные из них.
- Поощрять его желание общаться со сверстниками, а также обеспечивать встречи с близкими и родными.
- Поощрять самостоятельность ребенка, снижая контроль и опеку за ним.
- Отвечать на вопросы ребенка, даже если некоторые из них «неудобные».
- Помогать возобладать над страхами, выслушивать ребенка, поддерживать его.
Режим дня в старшей группе
Режимные моменты
|
Время
|
Прием детей, игры, общение
|
7.30-8.00
|
Утренняя гимнастика
|
8.00-8.10
|
Свободная игра.
|
8.10-8.25
|
Подготовка к завтраку, завтрак
|
8.30.-8.45
|
Занятия
вторник
понедельник, среда, четверг, пятница
|
9.00-10.10
9.00-10.25
|
Второй завтрак
|
10.30-10.40
|
Подготовка к прогулке, прогулка
|
10.15-12.10
|
Подготовка к обеду, обед
|
12.10-12.30
|
Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном
|
12.40-13.00
|
Подготовка ко сну, дневной сон
|
13.00-15.00
|
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры, подготовка к полднику
|
15.00-15.15
|
Полдник
|
15.30.-15.55
|
Игры, досуги, общение и деятельность по интересам
|
16.00-16.25
|
Подготовка к прогулке, прогулка,
возвращение с прогулки, совместная и самостоятельная деятельность, партнерство с семьей
|
16.30
|
Уход домой
|
до 18.00
|
Основные задачи воспитания и обучения детей старшей группы:
Возрастные особенности психического развития детей:
Дети шестого года жизни могут распределять роли игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность.
Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, строения предметов.
Дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов. (извилистая дорожка и прямая дорожка)
Продолжает развиваться образное мышление (решение задач, совершать преобразование объекта, указывать последовательность взаимодействия)
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Задачи воспитания и обучения детей:
Продолжать работу по укреплению здоровья детей: закаливание организма, совершенствование основных видов движений, воспитание гигиенических привычек и навыков культурного поведения.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках. Воспитывать любовь к Родине.
Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире. Формировать начала экологической культуры.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять существенные, характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка; расширять, уточнять, обогащать, и активизировать словарный запас; продолжать развивать диалогическую и монологическую речь.
Воспитывать дружеские взимоотношения между детьми.
Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности.
Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что делать, способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, доводить начатое до конца, выполнять установленные нормы поведения.
Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.
Продолжать развивать эстетическое восприятие действительности и произведений искусства.
Продолжать побуждать детей к практическим навыкам рисования, лепки, выразительного чтения, рассказывания; развивать певческие навыки и исполнительское умение в танцах.
График занятий в старшей возрастной группе
день недели
|
№ п/п
|
наименование
|
время в режиме дня
|
понедельник
|
1.
|
Художественно-эстетическое (рисование)
|
8.45-9.05
|
2.
|
Физкультура (бассейн)
(I,II подгруппа)
|
9.15-9.40;
9.45-10.10
|
3.
|
Физкультура (бассейн)
(III подгруппа)
|
15.00.15.25
|
вторник
|
1.
|
Познавательное
(формирование элементарных математических представлений)
|
9.00-9.25
|
2.
|
Художественно-эстетическое (музыка)
|
9.50-10.10
|
среда
|
1.
|
Развитие речи
|
9.00-9.25
|
2.
|
Конструирование
|
9.35-9.55
|
3
|
Физкультура
|
10.00-10.25
|
четверг
|
1.
|
Художественно-эстетическое (лепка/аппликация)
|
9.00-9.25
|
2.
|
Социально-коммуникативное (ОБЖ)
|
9.35-9.55
|
3.
|
Физкультура
|
10.00-10.25
|
пятница
|
1.
|
Познавательное (экологическое воспитание/поисково-исследовательская деятельность)
|
9.00-9.25
|
2.
|
Художественно-эстетическое (музыка)
|
9.55-10.20
|
h93osa