Версия для слабовидящих

ДЕТСКИЙ САД № 23 "РОДНИЧОК"
АКТУАЛЬНО!
2018_Учимся, творим и радуемся вместе.Мы познаём весь мир – нам это интересно!
20.01.2020


   5.Основные показатели и результаты деятельности в части развития познавательных и творческих способностей

 

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У.Эмерсон 

Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного и творческого развития детей. Природные возможности каждого ребёнка велики. Если не создавать соответствующие условия для реализации познавательного и творческого направления - эти возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания и творческой деятельности.

В процессе современного образования и воспитания дошкольника мы, педагоги,  стремимся к модели современного выпускника детского сада, которая включает в себя самостоятельную личность, способную логически и творчески мыслить, психологически готовую к обучению в школе.

Что  такое «Познавательное развитие»? Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования дает  такое определение: образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д.

Что дает познавательная деятельность? Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество, начинают осознавать время и пространство, причины и следствие, получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.

Что такое «Творческие способности дошкольников»? Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Что дает развитие творческих способностей - формирование личности дошкольника.

Организация предметно - игрового пространства и предметно - развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. В  МАДОУ  созданы все условия для того, чтобы маленькие исследователи смогли удовлетворять свое любопытство (см титульный слайд «Оборудование и оснащение»).

Динамичная развивающая предметно – пространственная среда МАДОУ представлена как соединение пересекающихся и видоизменяющихся время от времени пространств, таких как:

·     интеллектуально - игровое пространство; 

·     маркерно - игровое пространство;

·     художественно - речевое пространство;

·     познавательно -  экспериментальное;

·     продуктивно - творческое;

·     физкультурно – двигательное. 

Данные пространства постепенно переходят одно в другое, отдельные компоненты среды могут входить в разные пространства одновременно.

Направления реализации  «Познавательного и творческого развития»:

1.     Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

2.     Формирование элементарных математических представлений.

3.     Приобщение к социокультурным ценностям.

4.     Ознакомление с миром природы.

5.     Художественное творчество.

6.     Изобразительная деятельность.

7.     Литературное  творчество.

8.     Техническое творчество.

9.     Музыкальная деятельность.

Основными методами развития стремления к познанию и исследованию у дошкольников, используемыми педагогами МАДОУ  являются:

·     поисковая и исследовательская деятельность;

·     проектная деятельность;

·     игровые технологии;

·     информационно-коммуникативные технологии.

Проект – это определенный комплекс действий, организуемый педагогами и выполняемый детьми. Воспитателями МАДОУ создаются условия, которые дают детям возможность самостоятельно или с помощью взрослых получать новый для себя практический опыт путем поиска и экспериментов. Это эффективная технология обучения, которая формирует исследовательское мышление, стимулирует познавательную активность, способствует развитию коммуникативных способностей.

 Детское экспериментирование – это увлекательные занятия, которые развивают любознательность, инициативность, творческое мышление и самостоятельность. В процессе экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка, что обеспечивает лучшее усвоение, понимание, осмысливание и запоминание информации.

Исследование – освоение ребенком различных способов воплощения познавательных инициатив. Определение и решение задачи дети осуществляют путем поиска.  Это естественная для детей форма активности. Ребенок стремится к познанию, совершает действия и смотрит на результат, экспериментирует с предметами, изучает причины явлений. Чтобы дети дошкольного возраста полноценно развивались, педагоги детского сада включают  в образовательный процесс различные познавательные занятия и упражнения, как совместные, так и самостоятельные.

Игра - эмоциональная деятельность, которая способна даже очень скучную информацию сделать яркой и запоминающейся. В процессе игры дети испытывают интерес, радость и чувство удовольствия, что в свою очередь облегчает процесс запоминания и усвоения новой информации. Игры являются ведущим методом развития познавательной активности детей, поэтому образовательная деятельность в МАДОУ построена с учетом этой особенности.

Информационно-коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса детей дошкольного возраста. Разнообразные обучающие компьютерные игры и мультфильмы, программы-тренажеры, логические и математические игры используются педагогами МАДОУ в образовательной деятельности.

Применение развивающих  технологий в работе  с детьми способствует:

·     обогащению словарного запаса;

·     формированию наглядно-образного, а также теоретического мышления;

·     развитию творческих способностей, фантазии, воображения;

·     повышению концентрации внимания, усидчивости и целеустремленности.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это - одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

 

 


(Нет голосов)

Комментарии

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

Все новости и статьи