Версия для слабовидящих
2018_Детский сад и семья – единое пространство детства
20.01.2020
Во взаимодействии с семьей, социальными организациями и учреждениями педагогом создана система взаимовыгодного сотрудничества. Использованные ею направления, методы, формы и способы взаимодействия с родителями и учреждениями помогли установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. В реализации социально-педагогических проектов педагог также задействовала неисчерпаемый потенциал семьи, ее широкие воспитательные возможности. В свете современных требований процесс образования Ирина Анатольевна строит как систему жизнедеятельности детей, направленную на обретение ребенком опыта при соблюдении главного условия – взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, вовлечения их в образовательную деятельность, выявляя потребности ребенка и семьи, поддерживая образовательные инициативы семьи. Родительские встречи и совместные мероприятия сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Ирина Анатольевна эффективно использует формы работы: дни открытых дверей, педагогические посиделки, благотворительные акции, выставки, тренинги, дни добрых дел, досуговые мероприятия и др. Кроме традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно использует инновационные формы и методы работы. Для повышения качества образования при организации и проведения мероприятий с детьми и родителями Ирина Анатольевна использует информационно-коммуникативные технологии, что позволяет наиболее доступно и наглядно донести информацию. Применение ИКТ в организации деятельности воспитателя с родителями позволило не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлекло больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе в интерактивном, виртуальном режиме. Большое внимание в сетевом общении педагог уделяла просвещению родителей, передаче им необходимой информации, организации общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. Результатом внедрения ИКТ во взаимодействие с родителями стало создание единого информационного пространства, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса. Таким образом, реализация педагогом плана – программы позволила достичь согласованных действий педагога и семьи, развить интерес у родителей к вопросам воспитания, привлечь их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители стали не пассивными наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Ирина Анатольевна использует самые разнообразные возможности для расширения воспитательной и культурно - образовательной среды, влияет на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Педагог осуществила переход на новый уровень взаимодействия с социумом, умело управляя процессом социализации, привлекая к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, что является одним из главных условий внедрения ФГОС ДО.
Партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому воспитателю важно быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада. Основной целью взаимодействия Моховой Ольги Васильевны с семьями воспитанников является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию. Моховой Ольгой Васильевной разработана система мероприятий, позволяющая организовать работу так, чтобы происходил переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие» отражающая системность работы и разнообразие форм сотрудничества с семьями воспитанников (приложение № 1). Умелое использование новых форм работы (включение в реализацию совместных проектов, организация работы семейного интеллектуального клуба «Умный Совенок», совместные мероприятия, акции), помогло педагогу установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. В рамках реализации задачи детского сада по повышению родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей, в 2014 году Мохова О.В. вошла в состав творческого коллектива МАДОУ по разработке модифицированной программы работы с родителями (законными представителями) «Я – Компетентный родитель» (приложение № 2). Разработанная программа направлена на становление ключевых и сопутствующих компетенций родителей, обеспечивающих своевременное и качественное личностное развитие детей, коррекцию отдельных отклонений, осознание и правовую регламентацию воспитательной функции семьи, грамотную организацию домашней развивающей среды, целенаправленную подготовку ребенка к обучению в школе. Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, выявления потребности и поддержки образовательных инициатив семьи Ольгой Васильевной инициировано открытие на базе МАДОУ работы семейного интеллектуального клуба «Умный Совенок» (приложение № 3). В рамках проектной деятельности педагогом организуются выставки совместных детско-родительских творческих работ, ставшие традиционными. Выставки получаются обширными, разнообразными, интересными, некоторые работы заставляют удивляться способностям и возможностям родителей (фото-выставка «Мои любимые бабушки и дедушки» (ко Дню пожилых людей); «Сударыня – картофелина»; «Подарки для елки», «В поисках Снегурочки»; «Космическая техника» (ко Дню космонавтики, «Есть такой мир-кино» (к Году кино в России), «Домик для птиц» (приуроченная к Году экологии в России) (приложение № 4). В рамках проведения акции, посвященной 70-летию Великой Победы, Мохова О.В. организовала фотовыставку «Живая память»! В центре экспозиции – представлены фотографии родственников воспитанников МАДОУ, участников и героев Великой Отечественной войны, а также творческие работы ребят старшей возрастной группы на тему «Война глазами детей». Много отзывов о проведенных мероприятиях, благодарностей педагогу от родителей размещено в СМИ (газеты «Мой Туапсе», «Туапсинский вести», «Черноморье сегодня»), на официальном сайте МАДОУ в сети «Интернет» (http://detsad23.com/pedagogicheskaya-stranichka/tvorcheskoe-razvitie/sezon-2016-2017-g-v-teatre-rodnichok-otkryla-premera-spektaklya-son-osennego-lesa). Мероприятия, подготовленные Ольгой Васильевной освещались телерадио-компанией «Мой Туапсе (https://www.youtube.com/watch?v=skiclRY9FW4), (https://www.youtube.com/embed/C7qFTHEOgqg?rel=0&wmode=transparent). Современные формы и методы педагогического сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников, используемые Моховой О.В., способствовали: созданию эмоционально-психологического комфорта для ребенка, эмоциональной взаимоподдержке, атмосферы взаимопонимания; достижению единых ценностных ориентиров у педагога и родителей; повышению педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста; гармонизации детско-родительских отношений; повышению уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения.
МАДОУ является открытым учреждением для родителей и общественности. В МАДОУ реализуется принцип совместного развития ребенка в МАДОУ и семье с целью осуществления полноценного развития каждого ребенка, создания равных условий образования детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. В целях удовлетворения социального заказа семьи работа педагогов МАДОУ с родителями воспитанников осуществляется как внутри дошкольного учреждения, так и за его пределами. Педагогический коллектив осуществляет сотрудничество с семьей, используя как традиционные, так и инновационные формы и методы работы. вся работа направлена на то, чтобы сохранить преемственность традиций семейного воспитания на основе социальных, культурных и духовных ценностей и традиций отношения к семье. Преодоление проблемы взаимодействия, объединение семьи и МАДОУ в интересах личностного развития ребенка осуществлялось путем: - приобщение родителей к педагогическому процессу в МАДОУ, ознакомлению их не только с формами работы воспитателя с детьми, но и с ее содержанием; - неограниченного пребывания родителей в МАДОУ в период адаптации ребенка к условиям образовательного пространства; организация выставок детских работ, информационно-педагогического материала, которые вводили родителей в специфику МАДОУ, в жизненное пространство развитие личности ребенка; - проведение совместных акции. В работе с родителями используется разнообразные традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия: дискуссионный клуб, вечера совместного творчества, анкетирование. Одним из важнейших принципов технологии реализации основной общеобразовательной программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Взаимодействие педагога с родителями осуществляется через следующие направления: - педагогический мониторинг; - педагогическая поддержка; - педагогическое образование родителей; - совместная деятельность педагогов и родителей Взаимодействие педагога с родителями детей младшего дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога – заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы детьми. В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях. Взаимодействие педагога с родителями детей среднего дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов с родителями детей пятого года жизни имеет свои особенности. Воспитатель обращает внимание родителей на то, что ребенок переходит на новую ступень личностного развития – у него возникает потребность в познавательном общении со взрослыми, он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни и настоящего. Основные «источники информации» о своем прошлом для ребенка – его родители, близкие. В своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год, и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, на то, как их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком. Взаимодействие педагога с родителями детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте педагог строит свое взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родителями воспитанников. Именно в этот период педагог корректирует детско-родительские отношения, помогает родителям и детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения. Много внимания воспитатель уделяет развитию совместной деятельности родителей и детей – игровой, досуговой, художественной. В процессе совместной с родителями деятельности он опирается на развивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результатов развития ребенка, умения замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребенка. Еще одно направление сотрудничества воспитателя с семьей – развитие родительского коллектива группы, создание детско – родительского сообщества, в котором родители могли бы обсуждать свои педагогические проблемы, совместно намечать перспективы развития детей группы. Кроме того, период старшего дошкольного детства непосредственно связан с повышением компетентности родителей по проблеме подготовки детей к школе, снижением уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу, определением совместных с педагогом условий для лучшей подготовки к школе каждого ребенка. Взаимодействие педагога с родителями детей подготовительной к школе группы. Воспитатель активно вовлекает родителей в совместные с детьми виды деятельности, помогает устанавливать партнерские взаимоотношения, поощряет активность и самостоятельность детей. В процессе организации разных форм детско – родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми. Педагог помогает родителям понять возможности организации образования ребенка в будущем, определить особенности организации его индивидуального образовательного маршрута в условиях школьного обучения.
В свете современных требований процесс образования педагоги МАДОУ строят как систему жизнедеятельности детей, направленную на обретение ребенком опыта при соблюдении главного условия – взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, вовлечения их в образовательную деятельность, выявляя потребности ребенка и семьи, поддерживая образовательные инициативы семьи. Родительские встречи и совместные мероприятия сближают педагогов и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. В МАДОУ эффективно используются формы работы: дни открытых дверей, педагогические посиделки, благотворительные акции, выставки, тренинги, дни добрых дел, досуговые мероприятия и др.
В рамках проектной деятельности в 2014 – 2015 уч г были организованы выставки творческих работ, изготовленных совместно родителями и детьми, ставшие традиционными в нашем детском саду: «Я бабушкин и дедушкин помощник» (ко Дню пожилых людей), «Забавные овощата», «Талисман нового года», «В стране Снеговиков», «История моей семьи» (конкурс стенгазет «Наша дружная семья»), фотовыставка «Мой папа служил в армии», «Красота спасет мир», «В гостях у Солнышка-колоколнышка», фотовыставка «Живая память», «Война глазами детей» (посвященные празднованию 70- летия Великой Победы).
В течение 2015 -2016 учебного года родители воспитанников нашего МАДОУ были активными участниками различных мероприятий, проводимых в детском саду. Это и игровая, трудовая, музыкальная, двигательная, коммуникативная и другие виды детской деятельности. Во время организации и проведения таких мероприятий родители на практике видят те методы и приемы воспитания ребенка, которые применяются в детском саду, и им уже не доставляет труда вносить их в семейное воспитание. Хочется отметить, что с каждым годом процент вовлеченности родителей в деятельность детского сада возрастает. В рамках проектной деятельности в 2015-2016 учебного года были организованы выставки совместного творчества детей и родителей, ставшие традиционными в нашем детском саду: фото-выставка «Мои любимые бабушки и дедушки» (ко Дню пожилых людей); «Сударыня-картофелина»», «Подарки для елки», «Зимняя феерия», «Буду в Армии служить», «Рамочка для любимой мамочки», «Пасхальные мотивы», «Космическая техника» (к Дню космонавтики), «Помним, гордимся» (к Дню Победы), «Яблочки, наливные» (к празднованию Яблочного спаса).
Кроме традиционных форм работы МАДОУ и семьи, активно использует инновационные формы и методы работы. Для повышения качества образования при организации и проведения мероприятий с детьми и родителями педагоги используют информационно-коммуникационные технологии, что позволяет наиболее доступно и наглядно донести информацию. Применение информационно-коммуникационных технологий в организации деятельности педагогов с родителями позволило не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлекло больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе в интерактивном, виртуальном режиме. Результатом внедрения информационно-коммуникационных технологий во взаимодействие с родителями стало создание единого информационного пространства, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса. В 2017 году на базе МАДОУ осуществлялась работа консультационного центра для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Консультационный центр был создан с целью: - обеспечения единства семейного и общественного воспитания; - формирования родительской компетентности и оказания семье психолого- педагогической помощи, поддержки всестороннего развития личности детей; - создание комплексной системы педагогического сопровождения развития ребенка раннего и дошкольного возраста в условиях семейного воспитания; -популяризация деятельности образовательной организации. В течение года родители (законные представители) могли: - бесплатно получать индивидуальную консультативную поддержку; - индивидуальную консультацию по заявленной проблеме воспитания и развития ребенка-дошкольника; - знакомиться с педагогической литературой по интересующей проблеме. Консультативную помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, оказывали специалисты МАДОУ: педагог-психолог (проводил консультации по проблемам психического развития детей дошкольного возраста, психологических аспектов родительско - детских отношений); учителя логопеды; музыкальные руководители; инструктора по физической культуре; воспитатели. Одним из важнейших требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». В этой связи приоритетными направлениями работы МАДОУ является создание единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, объединение педагогических усилий взрослых участников образовательного процесса на основе исчерпывающих знаний специфики запросов и потребностей семьи воспитанника. Включение в деятельность МАДОУ актуализируется потребностями семьи в образовании собственного ребенка и способствует педагогическому просвещению родителей (законных представителей) как основных заказчиков образовательных услуг. Эффективно организованное сотрудничество с семьей на качественно новой основе заключается в совместной деятельности, в которой родители (законные представители) не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Педагогами нашего МАДОУ наработана практика использования поддерживающего продуктивного взаимодействия с родителями, которое способствует их личностному и творческому развитию. Хочется отметить, что с каждым годом процент вовлеченности родителей в деятельность детского сада возрастает. Социальное партнерство детского сада и родителей позволило добиться следующих результатов: -создан эмоционально-психологический комфорт для воспитанников, эмоциональная взаимоподдержка, атмосфера взаимопонимания, общность интересов; -достигнуты единые ценностные ориентации у педагогов и родителей; -повысилась педагогическая, психологическая и правовая грамотность родителей (законных представителей) в воспитании и обучении детей дошкольного возраста; гармонизация детско-родительских отношений; -повысился уровень включенности родителей в деятельность МАДОУ. МАДОУ имеет хороший рейтинг среди родителей (законных представителей) воспитанников, которые являются равноправными и активными участниками образовательного процесса. Родители удовлетворены уровнем и содержанием образовательной работы с детьми. Работа, направленная на сотрудничество с родителями показала, что родители стали больше интересоваться успехами своих детей, принимать активное участие в жизни МАДОУ. Много отзывов о проведенных мероприятиях в детском саду, благодарностей педагогам от родителей было размещено в СМИ (газеты «Мой Туапсе», «Туапсинские вести», «Черноморье сегодня», а также мероприятия освещались телерадиокомпанией «Мой Туапсе», «Вести Кубань», «Кубань 24» на официальном сайте МАДОУ в сети «Интернет».
|
© МАДОУ ЦРР Д/С № 23 «Родничок» г. Туапсе ул.Судоремонтников, 59Тел. +7 (86167) 54744 Сайт отвечает требованиям СТАТЬИ 29 закона "Об образовании в РФ" |
Модернизация и поддержка сайта - студия "Сплайн" |
Комментарии