Первые дни в Родничке! Адаптация ребенка к новым социальным условиям.
Адаптация ребенка к новым социальным условиям.
О.В.Черепанова
заместитель заведующего по УВР
МАДОУ ЦРР Д/С № 23 «Родничок»
Проходит лето. Взрослые начинают задумываться, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работают специалисты, но, с другой, настораживают советы окружающих не торопиться с окончательным решением этой проблемы, подождать пока малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Пугают постоянные разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют.
Действительно, может случиться так, что малыш с первых дней посещения дошкольного учреждения будет плакать, тяжело переживать разлуку с близкими, родными и через 3-4дня заболеет.
Как же подготовить малыша к детскому саду? Что такое адаптация? Как в детском саду помочь ребенку быстрее адаптироваться? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей рубрике «Помощь родителям будущих воспитанников».
Итак, что же такое адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой. И животные и человек приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы – к воде, птицы – к воздуху. Человек – к существованию в определенных климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться и к социальным условиям.
Начиная с конца первого года жизни и на протяжении всего дошкольного возраста социальная адаптация проявляется прежде всего во взаимоотношениях ребенка с взрослыми и сверстниками. Нормой уровня социализации малыша конца первого годажизни является положительное эмоциональное общение со всеми окружающими его близкими людьми. На втором году жизни таким уровнем является желание ребенка общаться не только с близкими, но и с чужими взрослыми. На третьем году у детей постепенно формируется умение общаться и с взрослыми и со сверстниками.
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делиться на три этапа.
1. Острый период, или период дезадаптации. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.
2. Подострый период, или адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. Прежде всего, нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).
3. Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все показатели.
Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести и тяжелая.
При легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10-15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается. В период легкой адаптации заболеваний не возникает.
При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются более длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней.
Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью ее проявлений. Число таких детей относительно невелико (8-9%), и они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.
При первом варианте ребенок начинает повторно болеть.
Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита, нарушается сон (чуткий, укороченный). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь, плачет. Дети, как правило, упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено.
Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев. Бывают дети, у которых адаптация затягивается. Если состояние ребенка не стабилизировалось после 6-ти месяцев, существует угроза его здоровью. В этом случае показана другая форма помощи развитию ребенка.
Комментарии