Версия для слабовидящих

ДЕТСКИЙ САД № 23 "РОДНИЧОК"
АКТУАЛЬНО!
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения   по реализации основной общеобразовательной программы  (выписка из образовательной программы)

Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы (выписка из образовательной программы)

На основании свидетельства о государственной аккредитации № 00822 от 5 апреля 2010 года МАДОУ имеет следующий статус учреждения:
тип - дошкольное образовательное учреждение,
вид - Центр развития ребенка - детский сад
категория - I
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:
- становлением рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;
- становлением альтернативной системы сопровождения детей дошкольного возраста в различных формах предоставления услуг дошкольного образования;
- отходом от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием веера общеобразовательных (учебных) программ, пособий, дидактических материалов;
-недостаточностью нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений;
- широкими возможностями для привлечения в учреждения внебюджетных финансовых средств;
- повышением заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков, в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения;
- стремлением общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс, в учреждении и др.
Таким образом, объективно к учреждениям образования предъявляются новые требования к обеспечению их стабильного функционирования и развития,
В последние годы выделяется аксиологическое основание - это проживание жизни на основании ценностей. Воспитание - это развитие в человеке таких чувств и понятий, как стыд, совесть, честь, любовь, добро, а не набор большого количества развлекательных мероприятий культурно- массовой направленности. Все большее внимание привлекает синергетический подход как исследование открытых нелинейных и нравственных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений.
Однако, несмотря на наличие определенных положительных изменений, мы сегодня говорим о первых шагах в развитии обновленного воспитания и о том, что нас не может удовлетворить положение, в котором оно находится.
В этой сфере деятельности в практике работы МАДОУ имеются серьезные проблемы, и в соответствии с ними определяются и задачи, требующие решения.
В основных направлениях развития воспитания обозначены главные задачи, стоящие перед МАДОУ:
- значительное усиление воспитательной функции МАДОУ;
- развитие психолого-педагогической службы;
- организация всестороннего изучения личности воспитанников;
- функционирование общеобразовательных учреждений как открытой системы, способствующей укреплению взаимодействия с семьей, повышению роли родительской общественности в управлении МАДОУ.
Открытый характер системы обеспечивается тесным контактом с семьей и другими социальными институтами окружающего социума. Среди других задач можно выделить следующие:
- создание в МАДОУ ценностного воспитательного пространства, где осваиваются, усваиваются и присваиваются такие ценности, как человек, семья, красота, Отечество, труд, знания, мир и др. Расширение этого пространства, включение в него микрорайона, малого города, сельской местности;
- обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других явлений за счет улучшения качества микроклимата во время деятельности в учреждении и вне его, деятельности, безусловно, в семье, использование возможностей дополнительного образования и пр.
- тесное взаимодействие основного и дополнительного образования, причем дополнительное образование рассматривается не как некий придаток к основному, а как наиболее ценный тип образования, расширяющий общее пространство самореализации личности;
духовно-нравственное становление личности, формирование экологической, правовой, физической культуры, навыков здорового образа жизни и др.;
- развитиеу воспитанников способности к самореализации;
- и, наконец, воспитание детей в процессе обучения: "очеловечивание" учебного материала, отношений на занятиях, развивающие методики и технологии, диалоговый характер обучения, личностно-значимая деятельность;
- но МАДОУ дающее только образование во время учебной деятельности, не может гарантировать нравственное развитие личности, так как свободное время, самостоятельная деятельность детей - это мир споров, общения, переживаний, развивающих личность.
Все вышеперечисленные задачи, возможно, выполнить лишь при обеспечении повышения профессионального уровня педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность в образовательных учреждениях, выработке у каждого из них позиции воспитателя, совершенствования воспитания и обучения, укреплении взаимодействия с заинтересованными организациями и, конечно, при активной государственной поддержке.
Воспитание в социокультурном городе подрастающего поколения характеризуется сложными и противоречивыми процессами, вытекающими из содержания и особенностей переживаемого периода нашей страны, а также внутренних и внешних факторов, детерминирующих специфику реформирования всех областей духовной жизни.
Важнейший социальный феномен современного общества - культура. Ее продукты вошли в повседневную жизнь человека, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая литературой, музыкой, рекламой, модой, дизайном. Осознание культуры как социального явления, ее противоречивости, неоднозначности воздействия на сознание и поведение; ее роль и место в жизни; приобщение к культурному богатству человечества во всей его полноте и многогранности - основные задачи в познании духовных ценностей и культурных универсалий.
Проблемы социально-экономического развития оказывают негативное влияние и на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Деятельность в области воспитания и образования ребенка в контексте культуры носит до сих пор стихийный разобщенный характер. Преодоление этой проблемы возможно лишь в рамках целостного подхода. Именно поэтому МАДОУ ставит одной из приоритетных задач дошкольного воспитания - это обеспечение гарантий доступности получения качественного образования в контексте культуры.
Для этого включение феномена культуры в образование расширено, намечены новые тенденции в его интерпретации через различные формы и способы приобщения ребенка к общечеловеческой культуре, ее ценностям. А в качестве аксиологической составляющей культуры, в контексте которой происходит развитие образования, признаны ценности детства, детского возраста, личностно - развивающее общение между педагогом и ребенком, построенное на доверии.
Важнейшим условием эффективности образовательной программы является определение ее ценностных ориентиров, а целостный подход в реализацииобразовательной программы МАДОУ является продолжением дальнейшего качественного обновления содержания дошкольного образования, придание ему вариативного характера
и принципиального изменения всей воспитательной работы по преемственности в контексте семья - опыт ребенка - дошкольное образование.
Целостный подход в реализации данной образовательной программы МАДОУ является продолжением дальнейшего качественного обновления содержания дошкольного образования, придание ему вариативного характера и принципиального изменения всей воспитательной работы по преемственности в контексте семья - опыт ребенка - дошкольное образование.
При разработке основной общеобразовательной программы были учтены следующие концептуальные подходы:
- программа МАДОУ рассматривается в нормативно-правовом и научно- методическом аспектах как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию,
основная общеобразовательная программа есть внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности па основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми,
- содержание образования не может сводится только к знаниям, умениям, навыкам, должно иметь развивающую направленность и включать различные компоненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается,
- содержание образования, разрабатывается на основе федеральных, региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учетом требований основного потребителя образовательных услуг - семьи,
- основная общеобразовательная программа есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.
Основная общеобразовательная программа - нормативно- управленческий документ дошкольного образовательного учреждения, определяющий содержание дошкольного образования, разработанное по основным направлениям развития детей и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития и коррекции детей, реализуемый па основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом территории.
-Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается нами как нормативно- управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания,
применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-
образовательного процесса в МАДОУ ЦРР Д/С № 23 «Родничок» г. Туапсе, т.е. это конкретная модель воспитательно-образовательного процесса МАДОУ.
Основная общеобразовательная программа обеспечивает реализацию государственного образовательного стандарта (далее - ГОС) с учетом типа и вида образовательного учреждения и включает в себя учебный план, схемы, модели, циклограммы и другие материалы, обеспечивающие разностороннее развитие, воспитание и качество подготовки воспитанников.
Основная общеобразовательная программа МАДОУ - структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, под которым мы подразумеваем динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.
Цель данного документа - решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в МАДОУ, социальной ситуацией развития и экспериментальной деятельностью.
Ведущая идея основной общеобразовательной программы - развитие личности ребенка в единстве образования, воспитания и здоровьесбережения.
Программа базируется на таких ключевых позициях педагогической философии, как
- личностно-ориентированное;
- природо- и культуросообразное образование.
Основная общеобразовательная программа направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию непосредственно педагогической составляющей детского сада.
Первое фундаментальное основание, на которое опирается основная общеобразовательная программа - принцип деятельности. Она деятельностна по способу реализации и по результатам. Результатом реализации программы образовательной деятельности МАДОУ является создание комплексной системы интеллектуального, физического, художественно - эстетического, нравственного развития дошкольников с превышением стандарта в художественно - эстетическом и познавательном развитии и коррекционной работы.
Рефлексивная аналитика собственной деятельности является как принципом, так и основанием собственной деятельности, инструментом непрерывной коррекции и перепрограммирования образовательной программы. Так как деятельность МАДОУ постоянно изменяется с требованиями-времени, социокультурными переменами в обществе.
Программа МАДОУ учитывает также принцип гуманизации. утверждение норм уважения, доброжелательности, исключение принуждения и насилия над личностью ребенка и строится на принципе самоценности дошкольного возраста, предполагающем полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста; нацеленность на развитие его способностей; опору па достижение предыдущего этапа развития, создающего предпосылку для успешного перехода ребенка на следующую ступень образования.
В работе с родителями реализуется принцип открытости педагогического процесса. Принцип открытости базируется на деятельностной взаимооценке и предполагает изменение взаимоотношений между участниками процесса, так как разрушает возможность руководства и координации «сверху вниз».
Основная общеобразовательная программа:
- определяет приоритеты в содержании образования и развитии;
- способствует обеспечению реализации права родителей на информирование об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг, право на гарантию качества получаемых услуг;
- обеспечивает интеграцию и координацию деятельности педагогического коллектива;
- обеспечивает построение целостного педагогического процесса;
- обеспечивает обогащение физического, познавательного, социального, эстетического, речевого развития детей, формирование базисных основ личности;
- гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;
- развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.
Программа учитывает потребности социальных заказчиков, способствует достижению социально-значимых результатов образования, стимулирует профессиональное развитие специалистов.
Основная общеобразовательная программа - это документ, который подлежит постоянной (ежегодной) корректировке.
Назначение программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей).
Разработка и реализация основной общеобразовательной программы как внутреннего стандарта дошкольного образовательного учреждения определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов,управления образования, родителей (законных представителей).
Для руководителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения ценность представляет как процесс создания основной общеобразовательной программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер.
В то же время основная общеобразовательная программа позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедурам лицензирования, государственной аккредитации; более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением.
Основная общеобразовательная программа позволяет показать конкурентоспособность МАДОУ, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Поскольку программа является описанием объекта управления, она может являться основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления воспитательно- образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.
Для руководителей органов управления образованием основная общеобразовательная программа является механизмом внешнего контроля за деятельностью МАДОУ, причем, механизмом демократическим, так как контролю и проверке подлежат именно то содержание воспитательно- образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирает и обосновывает само образовательное учреждение.
Для родителей (законных представителей) воспитанников основная общеобразовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно - образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольного образовательного учреждения. В таком плане привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития МАДОУ. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.
Основная общеобразовательная программа МАДОУ обеспечивает в системе дошкольного образования единство культурного и образовательного пространства, гарантии прав граждан на качественное образование.
Программа может быть конкретизирована в образовательные программы, разрабатываемые для отдельных групп воспитанников и для каждого воспитанника в отдельности, то есть в индивидуальные образовательные, программы.
Смысл (целевое назначение) индивидуальной образовательной программы, заключается в определении содержательного и технологического обеспечения индивидуального образовательного маршрута. Таким образом, образовательная программа понимается как индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, проектируется с учетом его склонностей и индивидуальных возможностей и представляет собой реализацию принципа личностной ориентации воспитательно- образовательного процесса. Сущность и предназначение индивидуальных образовательных программ - механизм реализации принципа личностной ориентации образования на основе учета индивидуальных особенностей, склонностей и образовательных потребностей личности средствами индивидуализации и дифференциации. Таким образом, индивидуальные образовательные программы являются основой индивидуализации воспитания и обучения воспитанников.
Основная общеобразовательная программа МАДОУ способствует росту квалификации и профессионализма воспитателей и специалистов, обеспечивает выбор основных, парциальных и коррекционных программ, способствует преемственности в организации и содержании воспитательно- образовательного процесса как внутри образовательного учреждения, так и вне его, обеспечивает вовлечение в воспитательно-образовательный процесс дополнительных специалистов из числа родителей и ближайшего социального окружения.
Основная общеобразовательная программа позволяет реализовать следующие приоритетные направления деятельности МАДОУ:
- по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;
- по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;
- по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое,социально-личностное,художественно-эстетическое или физическое;
- по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно - речевое, социально-личностное, художественно- эстетическое и физическое.
Разработка основной общеобразовательной программы МАДОУ, осуществлена:
- на основе сочетания примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» и парциальных программ (обеспечивающих развитие детей по одному или нескольким направлениям)
- основное и дополнительное образование, социокультурные проекты в МАДОУ,и педагогов;
- на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного, образования «Детство» и нескольких специализированных программ (обеспечивающих квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей по соответствующему направлению) - дополнительное образование, социокультурные проекты в МАДОУ и педагогов.

Возврат к списку