Версия для слабовидящих

ДЕТСКИЙ САД № 23 "РОДНИЧОК"
АКТУАЛЬНО!
Конспект игровой ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе «КВН. Зимние тайны»
Конспект игровой ситуации  по познавательному развитию   в подготовительной  группе   «КВН. Зимние тайны» 17.11.2017

МАДОУ детский сад №23 «Родничок» г. Туапсе

муниципального образования Туапсинского района


Конспект игровой ситуации по познавательному развитию

в подготовительной группе « КВН. Зимние тайны»

Автор – составитель воспитатель Решетнякова Л.В.


Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях неживой природы.

Задачи:

I. Образовательные:

1. Расширить и закрепить знания детей о жизни животных зимой и их приспособленности к зимним условиям, вызвать интерес к окружающему миру.

2. Расширить и закрепить знания детей о многообразии лесных птиц и их приспособленности к зимним условиям, вызвать интерес к окружающему миру.

3. Закреплять знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.

3. Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам.

II. Развивающие:

1. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

2. Развить зрительную и слуховую память, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме.

3. Развивать связную и образную речь.

4. Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.

5. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

III. Воспитательные:

1. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

2. Воспитывать любовь к родной природе.

3. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие)

Словарная работа: атмосфера, водяной пар, гайно, тетерев-косач, пихта, кедр, метель, вьюга, пурга, снегопад, поземка.

Оборудование:

Презентация к теме «Зимние тайны», музыкальное оформление, эмблемы для участников команд «зайчики», «белочки», столы, стулья для команд, набор картинок: ветки и кусочки коры деревьев, еловые и сосновые шишки; рисунок «Чьи следы?», рисунок с контурами птиц. Мольберты. Картинки зимующих и перелетных птиц. КОНФЕТЫ для награждения.

Предварительная работа

1. Рассматривание набора иллюстраций «Деревья наших лесов», чтение и рассматривание энциклопедии «Растительный мир».

2. Беседа о бережном отношении к растительному и животному миру нашего края.

I. Мотивация к деятельности:

Воспитатель включает музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» дети входят в зал и присаживаются на стульчики.

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна,

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Воспитатель (В.). Много тайн и загадок хранит зима. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые нам приготовила зимушка-зима.

А для этого у нас будет две команды: «зайчики» и «белочки». В команде «зайчики» капитан Андрей, а в команде «белочки» капитан Лева.

Ребята, слушайте правила игры:

1. Команда должна сообща и быстро искать ответ.

2. Отвечать на вопросы нужно громко, чтобы ваши ответы услышали и поняли.

3. Не перебивать друг друга.

4. Когда отвечают игроки одной команды, другие молчат.

Следить за всей игрой будет жюри (называет состав)

В.: Внимание! Внимание! Начинаем викторину!

И проведем разминку капитанов. За каждый правильный ответ команда получает в свою копилку 1 бал, т.е. 1 конфету.

Вопросы капитану команды «зайчики»:

1. Что получиться, когда вода замёрзнет? Лёд.

2. Что получиться, когда пар попадет на холодную поверхность? Вода.

Вопросы капитану команды «белочки»:

1. Что получиться, когда лед растает? Вода.

2. Что из себя представляет вода в атмосфере? Водяной пар, облако, туман, снег.

В. Какие молодцы капитаны, ответили на все вопросы.

Команды будьте внимательны!

Задание 1. «Бывает – не бывает»

В. Всем нужно послушать вопрос и ответить: бывает так или не бывает. Будьте внимательны, если команда не ответит, то помогают ей игроки другой команды и получают в свою копилку 2 бала.

Вопросы для команды «Зайчики»

1. Бывает так, что вороны зарываются в снег, чтобы спать? Не бывает.

2. А бывает так, чтобы зайцы ели семена из шишек, когда очень холодно? Не бывает.

3. На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики. Бывает или нет? Не бывает.

4. Бывает так, что сорока живет в дупле? Не бывает.

5. Иду я по лесу, снег скрипит под ногами, а навстречу мне ежик. Может такое быть? Не может.

Вопросы для команды «Белочки»

1. Бывает так, что сова улетает в теплые края на зиму? Не бывает.

2. В январе медведь выходит на прогулку, так бывает? Не бывает.

3. А бывает так, что глухари прилетают на кормушки? Не бывает.

4. В феврале синичка кормит птенцов? Бывает так или нет? Не бывает.

5. А бывает так, что у птиц как бы растут косички? Бывает: хвост тетерева-косача похож на пучок косичек.

Задание 2. «Путаница»

В. Ребята, посмотрите, у вас на мольберте висят картинки. Нужно найти то, что принадлежит данному дереву: листик, кора, плод. Думаем, советуемся! Предоставляем слово команде «зайчиков»…, а теперь расскажут нам «белочки»…

В. Молодцы, ребята, вы получаете по 1балу.

В. А сейчас умники и умницы игровая пауза п/и «Птичья полечка».

Правила игры: зазвучала музыка и вы все начнете танцевать, но как только я хлопну в ладоши, музыка прекратится, а я назову птицу и если это птица, которая зимой живет с нами, вы присаживаетесь на корточки, если улетает в теплые края, вы стоите на месте.

Итак, играем! Звучит музыка, дети танцуют. По сигналу В. Музыка прекращается, и он называет птицу: воробей – дети стоят на месте, опят звучит музыка, дети танцуют, В. –скворец, клест, соловей, ворона, ласточка.

Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.

В. Дети, вы молодцы, присаживайтесь на свои места, продолжаем нашу викторину.

Задание 3. «Отгадайте загадки» (поочередно).

Команда «Белочки»

1. Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром. (Зима)

Команда «Зайчики»

2. Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)

Команда «Белочки»

3. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет –

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Команда «Зайчики»

4. Щиплет уши, щиплет нос,

Брызнешь в воду – упадет,

Лезет в варежки мороз.

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Команда «Белочки»

5. Без досок, без топоров.

Через реку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лёд)

Команда «Зайчики»

6. Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

Команда «Белочки»

7. Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

Команда «Зайчики»

8. Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево)

Задание 4. «Чьи следы?»

В. Каждая команда получает карточку с изображением следов (1 команда: лиса, волк, медведь, дикая утка, голубь, цапля, орел; 2 команда: волк, лиса, заяц, белка, собака, цапля, орел.)

И снова игровая пауза «Воздух, Вода, Земля, Ветер»

Дети становятся в круг. Воспитатель ходит в нутрии круга и говорит одно из четырех слов (воздух, вода, земля, веете) – и считает до пяти. Тот, к кому подошла В., должен за это время назвать, в зависимости от слова, которое ему задано, птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Победит тот, кто останется в кругу.

Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.

Задание 5. «Вопрос - ответ»

Команда «Белочки»

1. Кто выводит птенцов под снегом в январе? Клест.

2. Кого называют санитарами леса? Птиц, муравьев.

3. Кто из зверей в лесу зимой спит? Медведь, барсук, еж.

4. Как называется гнездо белки? Гайно.

5. У каких деревьев иголки как у ежа? У елки, пихты, кедра.

6. Как деревья живут зимой? Летом деревья запасают в стволах и ветках крахмал (питательные вещества). Зимой движение соков прекращается, и деревья впадают в спячку.

Команда «Зайчики»

1. Зачем белке длинный и пушистый хвост? Хвост помогает прыгать с дерева на дерево и служит «рулем» и «парашютом». В холодные дни во время сна белка закрывает им нос и живот.

2. Какие природные явления бывают зимой? Метели, вьюги, пурга, снегопады.

3. Как ведут себя рыбы в зимнее время? Дремлют, зарываются в ил.

4. Что можно дать птицам на обед? В зависимости от вида птицы. Воробьям, голубям – крошки, зерно. Синицам - семечки, сало.

5. Чем выделяется береза среди других деревьев? Цветом ствола.

6. Как готовится заяц к зиме? Меняет шубку.

Задание 6. «Сосчитайте птиц»

В. А теперь попробуйте сосчитать, сколько птиц спряталось на рисунке. Вы должны не только сосчитать, но и назвать их. Воспитатель вывешивает картинки с заданием для обеих команд.

Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.

Задание 7. «Найдите ошибку»

Команда «Зайчики»

На столе птицы, которые собирались улететь (1-2ошибки)

Команда «Белочки»

На столе птицы, которые зимуют (1-2 ошибки)

Задание 8. «Добавь словечко»

Команда «Зайчики»

1. Лес может быть густым, а может и … редким.

2. Волк зверь большой, а еж … маленький.

3. У синички грудка желтая, а у снегиря … красная.

4. Бежит по снегу, а следу нет ... поземка.

5. Елочка колючая, ивушка … плакучая.

6. У курицы – цыпленок, у орлицы - … орленок.

Команда «Белочки»

1. У лисы нора, а у волка … логово.

2. След зайца - … заячий.

3. У гусыни – гусята, а у вороны … воронята.

4. Волк хищное животное, а лось … травоядное.

5. Зимой вьюга – летом … ненастье.

6. Январь год начинает, а декабрь … кончает.

Рефлексия:

- Сегодня мы с вами закрепили знания о жизни животных зимой и их приспособленности к зимним условиям. Каждый из вас может загадать загадки о зиме, животных и растениях своим родным.

Вы, ребята, сегодня все были молодцы.

· Какой вопрос вас поразил или удивил?

· А какие еще чувства у вас возникли или воспоминания о зиме?

· Какие новые слова запомнили?

Ответы детей.

Жюри подводит итоги. Награждение команд.