Версия для слабовидящих

ДЕТСКИЙ САД № 23 "РОДНИЧОК"
АКТУАЛЬНО!
гр 5_«Крепыши» учатся пересказывать (Решетнякова Л.В.)
гр 5_«Крепыши» учатся пересказывать (Решетнякова Л.В.)

Программа многих школьных предметов (особенно гуманитарного цикла) основана на пересказе. Параграф по истории, географии, биологии легче усваивается тем учеником, у которого развит навык пересказа текста.

А лучше справится с изложением или сочинением тот ребенок, кому навык этот прививали воспитатели и родители с детства.

Пересказ различных литературных произведений имеет огромное влияние на развитие речи дошкольников, ведь таким образом ребенка можно научить хорошо владеть родным языком, запоминать определенные слова и развивать собственную мысль и воображение. Ведь рассказы этой категории являются творческими, что дает возможность ребенку проявить тот опыт, который он уже имеет, и от него плавно перейти к смыслу самого текста. Такие рассказы очень положительно влияют на формирование и развитие связной речи детей, и поэтому следует предлагать ребенку больше пересказывать различных историй, произведений, чтобы развивать его умение говорить.

Понимая все эти положительные качества рассказов, мы с детьми на занятиях по развитию речи и в свободное от занятий время много читаем и пересказываем.

Я отбираю легкие для восприятия и интересные для детей тексты. А еще тексты такие, которые учат ребят чему-то хорошему и полезному, чтобы дети не только могли их пересказать, а и выразили свое мнение и понимание, что очень полезно для их развития в целом. Персонажи, о которых дети рассказывают, имеют ярко выраженные характеры, а последовательность действий, понятна детскому восприятию.

Например, за феврале мы прочитали и пересказали следующие произведения:

· «Почта» Б. Житков

· «Вежливый бычок» С. Баруздин

· «Забракованный мишка» С. Баруздин

· «Овечка» К. Ушинский

· «Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинский

· «Всё здесь» Я. Тайц

Как правильно учить детей пересказывать тексты

У детей часто возникают трудности с пересказом текста.

Основные причины трудностей пересказа:

· это проблемы с развитием речи,

· это проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного.

В первом случае акцент делаю именно на развитии речи и делаю я это не с помощью пересказа, а с помощью более простых игр на развитие речи. А вот во втором случае тренирую именно умение детей делать пересказ текста.

Необходимо, чтобы подготовка детей к пересказу проходила по определенному плану.

Вот как мы с детьми это делаем:

1. Читаю тест несколько раз (2-3). Читаю текст, не спеша, внятно и разборчиво.

2. Прочитав текст в первый раз, определяю вместе с детьми о чем идет речь в тексте. Это еще не полноценный пересказ текста: просто все вместе выделяем главную идею и формулируем ее в паре предложений. На этом этапе обращаю внимание на заголовок текста и почему автор назвал его именно так, а не иначе.

3. Затем определяем, из каких частей состоит текст. Задаю детям вопросы по содержанию текста и читаю тест еще раз.

4. После второго прочтения составляем по тексту план, который облегчает детям пересказ текста. Для этого текст нужно перечитать еще раз, по частям. Каждая часть — это один или несколько абзацев, объединенных общей идеей. Вы можете придумать свои названия каждого пункта плана или использовать фразы из текста, которые наиболее точно выражают основную идею каждой смысловой части.

5. Читаю детям план еще раз и прошу кого-нибудь из ребят пересказать идею каждого абзаца вслух (с моей помощью). А так же могут несколько детей последовательно друг за другом рассказать это.

6. Пришло время еще для одного чтения текста. Нужно учить его отличать существенные подробности от несущественных. Обязательно на этом этапе уточняю значения незнакомых слов, если они есть в тексте.

7. Наконец, интересуюсь мнением детей: текст наверняка вызвал у них какие-то мысли, эмоции, переживания. Спрашиваю у них, как, по их мнению, автор относится к главным героям и событиям? А как относится он сам? Согласен ли он с автором? Ребенок может точнее описать, что ему понравилось в тексте, а что — нет. Наконец, напоследок дети отвечают на шесть вопросов, которые помогут освежить в голове содержание текста: Кто? Что делает? Когда? Где? Как? Почему?

8. И вот теперь можно браться собственно за пересказ текста.

В качестве помощи на первых порах мы использовали сюжетные картинки: готовые или нарисованные самими детьми в процессе подготовки к пересказу.

И помните, что пересказ текста — это тренировка не столько запоминания, сколько понимания. Не требуйте от ребенка механически заучивать текст: если он поймет его, он сам расскажет его своими словами.

Желаю Вам успехов!

Воспитатель Решетнякова Любовь Васильевна



(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

Все новости и статьи