Заниматика или волшебный мир Фребеля (Гуцалова Л.А.)
23.12.2016
«Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упустить случая
сделать его немного занимательным»
Б. Паскаль
Как заниматься с ребенком математикой, если ему совсем не понятно то, что ему говорят? Как научить детей разбираться в количественных, пространственных, временных отношениях, не делая процесс обучения скучным?
Всем известно, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.
В настоящее время промышленностью выпускается огромное количество дидактических игр, игровых пособий, направленных на развитие математических представлений у дошкольников в занимательной форме. Одним из таких пособий является игровой набор «Дары Фрёбеля». Это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности.
Но почему «Дары» и почему «Фребеля» спросите вы? Дар - то, что дается безвозмездно, т.е. подарок. Данный комплект – это наследие, подарок Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля - немецкого педагога 19 века, теоретика дошкольного воспитания, создателя понятия «детский сад».
Что удивительно: пособие, полностью отвечающее запросам современных детей и родителей, было создано еще в 19 веке! Педагог Фридрих Фрёбель продумал систему, состоящую из обычных материалов: деревянных кубиков и плашек, тряпичных мячиков и шнурков. Задача всех его «даров» была по большей части в стимулировании интереса, мышления, природных возможностей ребенка. Фребелевские игрушки отличаются не только простотой, но и разнообразием. Они отвечают самым различным особенностям детского ума и творчества, а также индивидуальным склонностям отдельных детей.
В нашей группе мы используем набор, как на занятиях, так и в игровой деятельности. При помощи шаров дети изучают цвета, стимулируют тактильные ощущения, знакомятся с движением. Они, толкая мячик, наблюдают за траекторией, познают возможности собственного тела. Комплект из шара, цилиндра и кубика знакомит с новыми геометрическими телами, дает понять разницу между ними, учит взаимодействовать с каждым.
Комплект из 8 деревянных кубиков - это мини-конструктор, который дарит новые возможности познания мира (предметного и абстрактного).
Особенность подхода состоит в том, что каждая новая фигура должна создаваться путем изменения предыдущей, а не разрушения ее. Таким образом, ребенок становится созидателем и ответственным за свои действия человеком.
Деревянные кубики, часть которых поделена пополам или на 4 детали, помогают в изучении понятий «часть-целое», развитии конструкторских способностей, расширении восприятия мира.
При помощи плоскостных геометрических фигур дети выкладывают картины, придумывают свои сказочные сюжеты, развивая при этом пространственную ориентацию.
Использование даров многообразно: разные детали можно использовать как конструктор, мозаику, творческий набор (собирать бусы), шнуровку и прочее.
Довольно простые материалы оказываются многофункциональными в процессе игры, открывают детям новые горизонты. Тем самым стимулируют любознательность, учат созидать, экспериментировать и творить.
Ребенок развивает мышление, логическое и пространственное представление, тактильное восприятие, мелкую моторику – все это в занимательной игровой форме.
В заключении хочется напомнить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что даже если вы видите, что у ребенка нет способностей к математике, все равно нужно заниматься с ребенком, но играя. Ведь цель этих игр не только и ни сколько познакомить дошкольников с математическими понятиями, а прежде всего, расширить знания ребенка об окружающем, развить у него внимание, логику, усидчивость.
Комментарии