«Платанов и каштанов рай раскинулся на круче...» (Гуцалова Л.А., воспитатель МАДОУ ЦРР Д/С № 23 "Родничок" г. Туапсе
Цель:
Воспитывать любовь к своему родному городу. Познакомить с историей г.Туапсе. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по памяти, совершенствовать навыки монологической речи.
Ход занятия:
Что такое «Родина»?
Место, где живешь,
Где родился, учишься,
Там, где ты растешь.
Это дом твой, улица,
Город и страна,
Край родной – и все это
Родина твоя!
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? А кто из вас знает, как называется край, в котором мы живем? Правильно, Россия, Краснодарский край – это наша Родина. Но есть еще одно местечко, которое считается нашей Родиной, малой Родиной. Это город, где мы родились, растем, ходим в детский сад. Кто скажет, как называется наш город? А как называются жители нашего города? А вы знаете, что означает слово «Туапсе»? В переводе с адыгейского языка слово «Туапсе» означает «Две воды». Откуда появилось такое название? Вам хотелось бы узнать?
- Давным-давно, когда на месте нашего города была лесистая долина и текли две реки Туапс и Пшесепс, командование русской армии решило разместить свои войска вдоль Черноморского побережья Кавказа. Это было сделано для того, чтобы защитить свои земли от нападений воинов-черкесов, которым помогала страна Турция, привозя оружие по морю. Русские войска выбрали самое высокое место между двух рек, откуда хорошо было видно море и вся местность вокруг. Это место они назвали - Крепостная горка. Военный лагерь все время укреплялся, строились вокруг него оборонительные сооружения. И вскоре вместо лагеря появилось военное поселение – форт, которое не раз отражало нападение черкесов и не давало оказывать им помощь морем. После одного из тяжелых сражений, военный форт решили назвать в честь командира - форт Вельяминовский. Шли годы, вокруг форта Вельяминовского все больше стало появляться домиков. К берегу причаливали купеческие корабли с разными товарами. Жители начали строить порт и прокладывать дороги. Вельяминовское поселение начинает расти и развиваться. Все больше и больше жителей селятся между рекой Пшешепс и Туапс. Между двумя реками появилось большое селение, которое решили назвать «городской посад Туапсе», что означает – две реки. Так наш город приобрел свое название, которое он носит до сих пор.
Прошли годы.… Много, что пришлось пережить нашему городу: Гражданскую войну, Великую Отечественную, послевоенную разруху. Но город Туапсе выдержал все невзгоды, и год от года становился все краше. Красивая природа, многообразие животного и растительного мира, море, теплая погода всегда привлекали туристов. Давайте и мы с вами на миг станем туристами и попутешествуем по нашему городу.
(Педагог показывает (использование интерактивной доски) фотографии города, сопровождая показ чтением стихотворения)
Раскинулся во всей красе
На Черноморском побережье
Уютный городок и нежный
Весь в зелени наш Туапсе.
Был город славен наш всегда
Своей красивою природой:
Здесь горы, воздух и вода
Оставят след в сердцах народа.
В тени платановых аллей
Фонтан над брызгами искрится.
Здесь так приятно отдохнуть,
От солнечных лучей укрыться.
Стоят на рейде корабли,
В огнях неоновых блистая.
Готовы к плаванью они,
Час отправленья ожидая.
А на причалах рыбаки
Глаз от воды не отрывают.
И любят слушать плеск волны,
Смотреть на то, как тень мерцает.
Наш трудовой, приморский город!
Героем был он в старину.
И помнит Туапсе героев,
Погибших с честью в ту войну.
Кто побывал у нас хоть раз,
Тот Туапсе не позабудет.
И долго, долго помнить будет,
Что нет местечка на земле
Прекрасней, лучше Туапсе!
- Ребята, как вы думаете, о чем я забыла вам рассказать? Что еще есть в нашем городе? Кто хочет рассказать? (Заслушивание 4-5 рассказов)
Если дети затрудняются, педагог задает наводящие вопросы (или показ фотографий), после рассказа ребенком педагог дополняет и обобщает его ответ.
- Какие есть в нашем городе предприятия?
- Где и как в нашем городе можно отдохнуть?
- Какие памятники есть в нашем городе?
- Есть ли музеи в нашем городе?
- Какие общественные организации для детей есть в Туапсе?
Молодцы, ребята. Как хорошо вы знаете свой город. С какой любовью вы рассказывали о нем.
(В заключении педагог предлагает детям спеть песню «Мой Туапсе»)