Версия для слабовидящих

ДЕТСКИЙ САД № 23 "РОДНИЧОК"
АКТУАЛЬНО!
гр 8_17-18 уч г_Мозаика как способ развития умственных способностей
гр 8_17-18 уч г_Мозаика как способ развития умственных способностей 18.09.2017

У психологов есть такое выражение - «ленивый ум».

Что это такое?

По словам В. Даля, «лень – это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью». Значит, леность ума – это отсутствие подвижности мысли, нежелание «пошевелить, поработать мозгами». А это мешает человеку быть умным, сообразительным, догадливым, смекалистым, находчивым, проницательным.

Но все эти качества умного человека редко рождаются вместе с ребенком, они приходят, как правило, если взрослые заботливо развивают их в процессе роста и развития. То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Мы что-то понимаем, о чем-то догадываемся, но это не формирует нашу культуру – физическую, умственную, которая лежит в основе культуры познания, общечеловеческой (познавательной) культуры в целом. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.

В возрасте 4-5 лет гораздо легче и быстрее дается развитие логического мышления. Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. Не овладев до школы приемами выполнения логических операций, ребенок будет затрачивать больше сил и времени на школьные упражнения, отчего может угаснуть интерес к учебе. И наоборот, подготовленный к школе ребенок умеет в нужный момент концентрироваться, мыслить ближе к сути проблемы, внимательнее относиться к решению школьных задач. Такому ребенку обучение будет даваться легко, приносить радость и удовлетворение.

Например, механическое заучивание цифр — не самое большое достижение в этом возрасте. Гораздо полезнее познакомить ребенка с составом числа и понятиями «меньше», «больше», «поровну». Игровые упражнения можно проводить с игрушками и другими предметами разного размера. Умение сравнивать поможет детям быстрее научиться считать в уме.

А так же для развития элементов логического мышления с детьми 4–5 лет лучше использовать такие игры, как, например:

· пазлы, конструктор, мозаика;

· разгадывание ребусов, прохождение лабиринтов, игра на поиск отличий или нахождение общего, определение истины и лжи;

· игра в ассоциации — расширяет кругозор, формирует навыки обобщения, сравнения, анализа;

· спор — полезен в развитии логического мышления, но ребенка при этом нужно научить спорить правильно, аргументируя свою точку зрения.

· Геометрическая аппликация.

Мы с нашими «Мечтателями» для развития элементов логического мышления успешно используем всем известную мозаику.

Среди всего разнообразия мозаики, большой интерес у детей представляет «Магнитная геометрическая мозаика». Это достаточно яркий, красочный полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка.

Магнитная геометрическая мозаика - способствует развитию мелкой моторики, координации, целостного восприятия, расширяет представление ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.

В комплект входит разлинованная на клеточки металлическая рамка, на которой маленькие художники удобно создают свои шедевры.

Ребята с удовольствием используют иллюстрированный буклет, в нём много интересных мозаичных образов разной степени сложности. А так же придумывают свои абстрактные композиции.

Ведь мозаика – это не только ритмический рисунок, чередование цвета и формы, уложенных в узор, хаотично разнообразные геометрические фигуры, но и создание своеобразной абстрактной композиции, где геометрические фигуры непроизвольно объединяются с помощью детского воображения в детали отдельных предметов, цветовых пятен, широких зигзагообразных линий, выполненных на платформе.

С помощью геометрической мозаики, дети не только различают геометрические фигуры, но и учатся считать, отсчитывать фигуры и составлять из простейших элементов сложные картинки. Учатся мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивается внимание, восприятие. Совершенствуется ориентировка в пространстве. Закрепляются понятия: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже и т.д. И дети понимают, что в жизни очень многие предметы состоят из различных геометрических фигур. Так же эта деятельность носит моделирующий характер.

Моделирование – это отличная попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

А ещё мозаика - это прекрасный вид творчества, который объединяет в себе и рисование, и конструирование, поэтому создавать рисунки из простых геометрических фигур нравится и мальчикам, и девочкам.

И закончить хочется словами советского психолога, профессора Леонида Абрамовича Венгера: «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»

Так давайте вместе с детьми играть и развивать их умственные способности!

Материал подготовила воспитатель Решетнякова Любовь Васильевна.


(Голосов: 6, Рейтинг: 3.83)

Комментарии

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

Все новости и статьи